Новости антропологии
15.05.2012
Автор: С. Дробышевский

Пещера Боломор: ранние неандертальцы? Поздние архантропы?

Испания богата находками ископаемых людей. Славу Атапуэрки затмить трудно и пещера Боломор не претендует на это. Может, именно из-за скромности антропологических находок, сделанных в ней ещё в 1989 году, находки эти до сих пор не были описаны. Но всему приходит черёд.

Пещера Боломор. Фото из обсуждаемой статьи

Фрагмент малой берцовой кости HCB-01. Фото из обсуждаемой статьи

Теменная кость HCB-07 (в блоке брекчии). Фото из обсуждаемой статьи

Большая группа испанских антропологов, археологов, палеонтологов и геологов опубликовала статью с подробным описанием материалов из пещеры Боломор, находящейся в Валенсии.

Тут были найдены левая теменная кость, правый верхний клык, левый нижний молярКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи. и фрагмент диафизаЦентральная трубчатая часть у длинных костей, между эпифизами. левой малой берцовой кости. Находки изъяты из разных слоёв и имеют разные датировки – от 150 до 230 тысяч лет назад.

Кости обнаруживают замечательную примитивность. От малой берцовой осталось слишком мало, но её стенки очень толстые и сравнимы с гейдельбергенсисами из Сима де лос Уэсос и неандертальцами.

Два зуба очень велики. Более древний клык крупнее, чем клыки неандертальцев и сопоставим с гейдельбергенсисами из Гран Долины и Сима де лос Уэсос. Моляр тоже не мал, а, кроме того, – очень вытянут, так что по длине он превосходит гейдельбергенсисов и неандертальцев, а по ширине – уступает и тем, и другим.

Теменная кость крайне массивна – почти сантиметровой толщины. Такие показатели иногда встречаются у самых разных гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников., включая современных людей, но всё же близки к рекорду.

Таким образом, находки в Боломор дополняют наши знания о гоминидах весьма интересного этапа – сложения неандертальского вида. Они могут быть определены как поздние гейдельбергенсисы или ранние неандертальцы и лишний раз показывают, что проведение чётких таксономических границ в непрерывном континууме ископаемых гоминид – задача философская, а не биологическая...

• Arsuaga J.L., Peris J.F., Gracia-T?llez A., Quama R., Carretero J.M., Gonz?lez V.B., Blasco R., Cuartero F. et Sa?udo P. Fossil human remains from Bolomor Cave (Valencia, Spain) // JHE, 2012, V.62, pp.629-639.

...в шестом-седьмом  тысячелетиях до н. э. культивируемые растения в Техуакане, по подсчетам Мак-Нейша, составили от нуля до шести процентов всей употребляемой пищи. Следующий этап (пять тысяч—три тысячи четыреста лет назад) — 14%. Тысячелетием позже — 25%. После 1500 года до н. э. — 40%. И по-прежнему все еще значительна — 31% — была доля диких растений. Так называемая неолитическая революция длилась тысячелетия. И тем не менее она была колоссальным скачком, величайшим переворотом.

Варшавский А.С.  Колумбы каменного века. М., «Знание»,1978 г., с. 94.