English Deutsch
Новости
Новости антропологии
20.06.2012
Автор: С. Дробышевский

Древнейшее искусство наконец-то датировали

Наскальное искусство изучается уже больше ста лет, однако до сих пор в этой области археологии имелся грандиозный пробел – пещерные рисунки не имели датировок. Они зависали параллельно верхнепалеолитическим культурам, вне связи с чем-либо. Археологам приходилось отдельно обсуждать каменный инвентарь и отдельно – изображения на стенах. Лишь в редких случаях перекрывания рисунков отложениями или обнаружения пигмента в слоях можно было предположить время создания росписей.

Датированные произведения древнейшего искусства в хронологическом порядке. Стрелки показывают минимальный возраст. В тех случаях, где получены две возможные даты, показан интервал. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Росписи Альтамиры. Стрелками показаны датированные элементы: красная лошадка и ключеподобный символ. Фото из обсуждаемой статьи

Роспись в Эль Кастилло. Стрелками показаны датированные отпечаток руки и красный диск

Отпечаток руки в Эль Кастилло. Черным квадратом показан участок, откуда брался образец минерального натёка для датирования. Фото из обсуждаемой статьи

Даже последовательность художественных традиций приходилось угадывать исходя из логики "от простого к сложному" и из типологии изображений.

От редактора: См. интересный пример радиоуглеродного датирования наскальных рисунков в Австралии по гнёздам грязевых ос

Новые исследования существенно уточняют представления о развитии сознания наших предков.

Англо-испанская группа исследователей произвела датирование целого ряда наскальных изображений из нескольких испанских пещер. Методом урановых серий был определён возраст минеральных натёков под и над древней краской. Таким образом, были получены минимальный и максимальный возраст рисунков. Результаты вышли замечательные.

Возраст росписей Альтамиры – едва ли не самого известного "Эрмитажа" палеолита – существенно "вырос" в сравнении с прежними представлениями. Доселе обычно приводились радиоуглеродные датировки в 18 тыс.л.н., живопись Альтамиры считалась принадлежащей мадленской культуре. Теперь же возраст "ключеподобного символа" составил 35,6 тысяч лет назад – времена ориньяка. Одну из красных лошадок художник изобразил 22 тысячи лет назад – времена солютре.

В Тито Бастилло невнятная антропоморфная фигура на сталактите была нарисована от 37,7-35,5 до 29,6-25,2 тысяч лет назад, согласно двум разным методам. Радиоуглеродные даты отложений на дне пещеры позволяют склониться к более древнему возрасту рисунков.

В Эль Кастилло некая неведома зверушка была намалёвана чёрной краской более 22,6 тысяч лет назад. Раньше археологи подобные чёрные изображения относили к мадлену, оказывается – не моложе солютре. Более того, красный диск был нарисован на стене той же пещеры между 36 и 34,1 тысячи лет назад, в конце ориньякской эпохи. Два отпечатка рук имеют возраст более 24,2 и более 37,3 тысячи лет назад. А красный диск на той же панели, что и более древний отпечаток руки, имеет минимальный возраст 40,8 тысяч лет назад, так что вся композиция могла быть созданной именно в это время. Ранее во французских пещерах радиоуглеродом получали даты от 22 до 29 тысяч лет назад. Таким образом, древность такого универсального символа выросла сразу на треть!

Авторы статьи напоминают, что древнейшие радиоуглеродные даты наскального искусства во французской пещере Шове – 35,3-38,8 тысяч лет. Также, можно вспомнить, что недавно были опубликованы датировки в 43,5-42,3 тысяч лет для слоёв под сталактитом с "тюленями" из испанской пещеры Нерха. Очень важно, что теперь мы имеем датировки самих рисунков, а не слоёв под ними.Таким образом, новые цифры подтверждают, что искусство действительно появилось в Европе синхронно с первыми кроманьонцами. Стало быть, первые кроманьонцы действительно были разумны! Давно было известно, что с кроманьоцами в Европе появились украшения, не так давно ко времени появления кроманьонцев приурочились древнейшие флейты, теперь – наскальная живопись. Все элементы художественной культуры появились в Европе с Homo sapiens sapiens, до него подобных элементов не было.

С другой стороны, исходя из датировок, не исключено и участие неандертальцев в украшении подземных чертогов.

Впрочем, было бы странно, если десятки тысяч лет неандертальцы ничего не изображали, а при появлении кромаьонцев стали лепить по стенам красные круги и отпечатки ладоней. Конечно, со стресса чего не сделаешь, но думается, что нервотрёпки у неандертальцев хватало и в предыдущие времена.

Мы можем гордиться своими предками! Вечное, доброе, прекрасное несли они с собой, хотя бы и в виде красных кружков и отпечатков рук!


Источник:

  • A. W. G. Pike et al. U-Series Dating of Paleolithic Art in 11 Caves in Spain. Science 336, 1409 (2012); DOI: 10.1126/science.1219957.

См. также: 



Интересно

Если же говорить о шимпанзе, то следует отметить, что в отношении них эксперименты проводились лишь с несколь­кими десятками особей, имена которых все время повторяются в литературе и известны каждому, кто ознакомился с этой отраслью  знаний... Поэтому  весьма  трудно  представить,  чтобы среди именно этой столь небольшой группы можно было встре­тить особь с наибольшими из возможных способностями. Мо­жет быть, гений рода шимпанзе проживает где-либо в афри­канских зарослях, однако мы не знаем его, а он в примитив­ных условиях своего быта не имеет подходящего случая для того, чтобы обнаружить все свои способности. 

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 48-50.

Catalog gominid Antropogenez.RU