Превосходство над Винни-Пухом, или Как пигмею украсть мёд?
Тва и эфе любят мёд.
Почему? Кто поймёт?
Только чтоб его достать,
Надо ножки им сгибать.
В журнале Национальной Американской Академии Наук выходит статья, посвящённая способностям людей к древолазанию.
Рис. 1. Угол сгибания голеностопного сустава у пигмеев тва и у шимпанзе. Иллюстрация к обсуждаемой статье
Рис. 2. Чтобы добраться до мёда, охотники-собиратели используют разный стиль лазания по деревьям. Иллюстрация к обсуждаемой статье
Рис. 3. Как измерялся угол сгибания голеностопного сустава. Иллюстрация к обсуждаемой статье
Рис. 4. С.Дробышевский испытывает описанные в статье методы на себе... Фото автора
Исследователи наблюдали за тем, как забираются на деревья представители разных экзотических племён охотников-собирателей. Особое внимание было обращено на пигмеев Центральной Африки, которые в поисках мёда (чего же ещё?!) регулярно карабкаются на высоту до 50 метров(в статье приводится удивительно точная цифра 51,8, интересно, как её измеряли?). Правда, пчёлы тоже не часто селятся на такой верхотуре, так что в среднем пигмеям приходится лезть только до отметки19,1 м, что, конечно, тоже не мало. В необоримом стремлении к мёду доблестные конкуренты Винни-Пуха регулярно повторяют его способ спуска, так что, например, у пигмеев ака на падения с деревьев приходится 6,6% смертности. Заметно успешнее аэта с Лусона, у которых аналогичная цифра составляет 1,7% (а может, на Филиппинах просто мёд неправильный или пчёлы ниже гнездятся?). Но всех превзошли угандийские пигмеи-тва. Они не падают никогда! Видимо, любят мёд больше всех. В качестве контроля были взяты соседи тва – бакинга, "нелазающие земледельцы", как они определены в статье, а также филиппинские собиратели аэта и земледельцы манобо.
Для того, чтобы разобраться, как сии феноменальные способности тва отражаются на их ножках, был использован метод ультрасонографии. Измерялись длина мышечных волокон в мышцах ноги и углы сгибания суставов ноги. Длина волокон у тва и аэта оказалась заметно выше, чем у бакинга и манобо. Голеностопный сустав у собирателей сгибается намного сильнее, чем у земледельцев, зато почти столь же сильно, как у шимпанзе. Обезьяны при взбирании на деревья сгибают ногу в среднем на чуть больший угол, чем это уже опасно для связок нетренированного ("индустриализрованного" по терминолоиги статьи) человека. Пигмеи при древолазании тоже попадают в "зону риска", но редко превосходят опасные для горожанина величины сгибания лодыжки. Не может не порадовать фотография, на которой сравнивается пигмей с шимпанзе. Думается, это лучший новогодний подарок всем расистам, и скоро она станет обычной на всех соответствующих сайтах.
Авторы исследования померили также целых шесть больших берцовых костей пигмеев из леса Итури в поиске неких костных особенностей, позволяющих им столь сильно сгибать ногу при древолазании и столь успешно доставать мёд. Измерялась, правда, почему-то "передняя дистальная ширина" этой кости. График получился на удивление непоказательный: собиратели занимают на нём крайнее положение вместе с "мальчиком из Нариокотоме" и южноафриканскими грацильными австралопитеками, в средней позиции находятся земледельцы с восточноафриканскими австралопитеками, а противоположный край оккупирован шимпанзе и гориллами.
Во-первых, КТО БЫ СОМНЕВАЛСЯ! Ясно, что на костях отражается далеко не всё. Во-вторых, выводы звучат так, как будто пигмеи вообще живут на деревьях, а шимпанзе постоянно ходят прямо. А ведь на графике средний угол сгибания ноги у пигмеев всё же не дотягивает до такового у шимпанзе. Невозможно промолчать и о методе определения угла: измерялись фотографии, сделанные не в норме, от точек, взятых фактически произвольно. Например, на приведённой фотографии точка на колене взята, несмотря на одетые штаны! А ведь для измерения угла крайне важна ориентация объекта и точка зрения. При минимальном смещении искажение будет в несколько градусов, сопоставимое с обнаруженными различиями. Да и количество измерений было крайне малым. Далее: в исследовании было задействовано ВСЕГО 6 костей современных пигмеев, причём не тех, кого наблюдали вживе. Вовсе не факт, что те пигмеи, чьи кости были исследованы, лазали по деревьям (может, это были женщины, например). Вообще-то, давно известен, например, замечательный "комплекс положения на корточках". Когда человек много сидит на корточках, на всех костях таза и ноги появляются характерные изменения суставных поверхностей. В принципе, при сидении на корточках тоже происходит чрезмерное сгибание суставов, как и при древолазании. Думается, что у всех пигмеев поголовно этот комплекс развит в полной мере, ибо стульев у них не замечено. Запросто может быть, что развитие "комплекса положения на корточках" заметно способствует усиленному сгибанию стопы при лазании по деревьям. Взятые для контроля "индустриализированные" люди, ясно, такого комплекса не имеют, так что их способности к сгибанию ног вовсе не показательны. Думается, если бы были исследованы йоги, циркачи или гимнасты, у них способности были бы не хуже пигмейских. А уж если бы под наблюдение попали студенты биофака МГУ осенью, в сезон созревания яблок вокруг биофака, думается, выводы были бы совсем иными. А если бы на костях рассматривалась не "передняя дистальная ширина", а изучались следы прикрепления мышц и особенности суставных поверхностей, то, возможно, были бы найдены соответственные изменения, следы которых можно было бы прослеживать и на останках древних гоминид.
Что, собственно, доказано?
Что у пигмеев повышена подвижность суставов? Это было известно уже в XIX веке, а некоторые предполагают, что и древним египтянам. Оно и не странно, учитывая малые размеры тела и образ жизни. Захочется медку в тропическом лесу – и не так ноги согнёшь, и не туда залезешь. Функциональные изменения организма никто не отменял, а они не отменяют генеральных адаптаций, локомоторных в том числе. Кстати, гибкость мышц и подвижность суставов прямо зависят от возраста, а этот фактор совершенно не учитывался в исследовании. Пигмеи в среднем живут очень недолго, так что с большой вероятностью сравнивались молодые пигмеи с более пожилыми представителями контрольных групп. В любом случае, этот момент остался покрытым мраком.
Так что, несмотря на пафосные выводы, статья не может служить образцом научного исследования. А способности наших предков к древолазанию от всего этого вовсе не меняются.
Также: Спешите Видеть! На рис. 4 Гражданин Дробышевский без малейшей подготовки, в жизни не залезавший на деревья выше трёх метров и при наличии аллергии к мёду сгибает ногу на фантастический угол, побивая рекорд всех пигмеев и шимпанзе, а также, возможно, орангутанов и гиббонов!!!
«Для человека, не искушенного в естественной истории, прогулка по сельским местам или берегу моря подобна посещению галереи, наполненной дивными творениями искусства, из коих девять десятых обращены к стене. Преподайте ему начала естественной истории, и вы снабдите его каталогом тех шедевров, которые достойны быть повернуты и открыты взору».
Гексли Томас, цит. по: Уильям Ирвин. Дарвин и Гексли. М., «Молодая Гвардия»,1973 г.,с. 47.