English Deutsch
Новости
Новости антропологии
10.09.2013
Автор: С. Дробышевский

Лик люфенгопитека... Череп детеныша древней человекообразной обезьяны найден в Китае

Велика страна Китай, бесчисленны её жители, беспредельны рисовые поля и недра её бездонны. Редкий шахтёр потревожит своей мотыгой лигниты Жоатонга. Миллионы лет лежат под бамбуковой сенью нетронутые богатства – бивни слонов-стегодонов, зубы зайцев-атилепусов, черепа обезьян-люфенгопитеков. Но даже в Поднебесной время неумолимо течёт. Вот уж изобретёны порох и компас, построена и уже развалилась Великая Стена, основана Вечная Империя и сметена Пламенной Революцией. Доходит черёд и до древних костей…

Череп детеныша люфенгопитека ZT 299. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Череп детеныша Lufengpithecus hudienensis (YV0999). Найден в 1988 г. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Но тяжек труд палеоантолога: прочны камни, трухлявы кости, жарко печёт солнце Юннани, катится пот по спине землекопа. И всё же трудолюбие китайцев не зря вошло в поговорку. И вот из земли Шуйтангба впервые за шесть миллионов лет (5,3-7,2) появляется невиданное лицо. Плоско оно, круглы его глазницы, широки его скулы, и радует это китайский взгляд. Счастливы И СуПин, Ден ЧенЛун и Ю ЮШан. Скорее чистят они треснувший лоб и крохотную челюсть, с удивлением стряхивают вековую пыль с молочных зубов. Кто перед ними? Неужели и это – предок китайцев? Лунгупо и Лунгудун, Нанькин и Чжоукоудянь, Дали и Чинньюшань, Мапа и Жижендун, Малудун и Лунлин – не счесть кандидатов на эту почётную должность. 

И вот уже созвана международная команда исследователей, трещат клавиши, гудят томографы, горят процессоры: кипит работа. Шесть-семь миллионов лет – важное время. В те времена в Африке ранние австралопитеки, робко озираясь, выходили из джунглей на простор саванн, в Европе доживали свой век последние дриопитеки, на средиземноморских островах гибли в зубах злых кошек беспечные ореопитеки, в Азии могучие гигантопитеки соревновались с пандами в пожирании бамбука, а по ветвям будущей Юннани скакали неведомые обезьяны. 

Много придумано названий этим обезьянам, да трудно в них разобраться. Самые древние человекообразные Юннани найдены около Кайюани и названы Lufengpithecus keiyuanensis (10-11 миллионов лет назад), более поздних из Юаньмоу прозвали Lufengpithecus hudienensis (7,1-8,2 миллионов лет назад), а самых последних из Шихуйба в Люфенге – Lufengpithecus lufengensis (6,2-6,9 миллионов лет назад). Но любят учёные люди латинский язык, а потому обогатились списки такими сказочными словосочетаниями как Homo erectus wushanensis и Homo erectus zhupengensis, Sinopithecus xiaolongtanensis и Sinopithecus xiaoheiensis, Sivapithecus yunnanensis и Dianopithecus progressus, а также многими иными, дивными в своём благозвучии. А всё потому, что обычно в руки исследователей попадают лишь зубов обломки да челюстей куски, и лишь мудрейший может разведать их истинную суть, да и то с трудом и не сразу. Бывали, конечно, и лучшие дни, найдены были и черепа люфенгопитеков, но не на радость, ибо так были сплющены и раздавлены толщами земляными, что даже китайские мастера доселе расправить лишь один смогли. Был, впрочем, и светлый луч в тьме прошедших эпох: милое лицо детёныша малого найдено было в незапамятном 1988 году, а спустя всего 24 года, в году 2012-ом описано как необычайно особенное, для всех гоминоидов изначальное.

И вот ныне второй луч осветил тайны минувшего: второе лицо, тоже дитяти несмышлёного и столь же милое.

Антропологи китайские соединили усилия свои с антропологами американскими и описали череп сей. И ведь что дивно: нет в мире находок черепов детёнышей человекообразных, а в Юннани два уж таких. Новоявленный детёныш был отнесён к виду Lufengpithecus lufengensis. Хоть и мал тот детёныш, да пришлось его сравнивать с другими находками, ранее сделанными, с черепом детским первым и реконструированным взрослым. Да с обезьянами иными – орангутанами рыжими. И вроде как похож люфенгопитек на орангутана, да вроде и не похож. Из чего вывод сделан был закономерный об особливой эволюции эндемичной в Южном Китае обезьян человекообразных. Ибо в Китае всё вообще особенное, и не может там быть банальностей заурядных и обычностей обыденных.           

Велика страна Китай и недра её бездонны. Много ещё хранят они черепов, зубов и отпечатков. И многое ещё узнаем мы о прошлом. А пока шелестит бамбук под дождём, панда листья жуёт, да рис колосится...


Источник:

  • JI XuePing et al. Juvenile hominoid cranium from the terminal Miocene of Yunnan, China // Chinese Science Bulletin, doi: 10.1007/s11434-013-6021-x

См. также:



Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU