Новости антропологии
20.12.2013
Автор: А.К.

Расшифрован геном неандертальской женщины из Денисовой пещеры

Группа Сванте Паабо добилась нового выдающегося успеха: секвенирован полный геном неандертальской женщины из Денисовой пещеры на Алтае. ДНК извлекли из проксимальной фаланги стопы.

Взаимоположение архаических и современных групп по данным о ядерной ДНК. Верхний кластер – неандертальцы (“Altai” – изученный экземпляр) и денисовцы; нижний – современные человеческие группы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Согласно М.Б. Медниковой (2011), эта фаланга необычайно массивна и по своей морфологии промежуточна между фалангами неандертальцев и ближневосточных сапиенсов группы Схул

В генетическом отношении данный индивидуум, оказавшийся женщиной, однозначно включается в неандертальскую группу. Вместе с денисовцами (другой группой архаических гомининов, генетически выделенной по материалам из той же пещеры) неандертальцы противостоят современным людям (рисунок). Этот результат явно надежнее того, который получен по мтДНК (в этом случае денисовцы противостоят как неандертальцам, так и сапиенсам).

Время дивергенции архаических гомининов (общих предков неандертальцев и денисовцев) и сапиенсов оценивается в 550–765 тыс. лет назад; неандертальцев и денисовцев – 381-473 тыс. лет назад.

Источники

• Pr?fer K., Racimo F., Patterson N. et al. The complete genome sequence of a Neanderthal from theAltai Mountains// Nature. 2013. doi: 10/1038/nature12886.
  • Медникова М.Б. К антропологии древнейшего населения Алтая: проксимальная фаланга стопы из раскопок Денисовой пещеры // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 1. С. 129–138.

Польский летописец XV-го века Ян Длугош сообщал, что "на полях деревни Нохов, лежащей около города Срема в познанском епископстве, как равно и в деревне Козельско на земле Палуки близ озера Лекно, родятся под землей сами по себе и единственно силой природы без какого-либо участия человека сосуды всякого рода и разного облика, подобные тем, которые люди обычно употребляют. Они, правда, тонкие и рыхлые, пока находятся под землей в родном гнезде, зато становятся крепкими, будучи вынуты и отвердев под действием ветра и солнца..."