Новый вид австралопитека… Дейремеда – привыкаем к новым звукам?
Местность Ворансо-Милле, расположенная немного севернее Хадара, уже прославилась великолепными находками австралопитеков. Тут были найдены зубы, промежуточные между анамскими и афарскими австралопитеками, тут был откопан "Большой Человек Кадануумуу", тут была открыта таинственная нога неведомой гоминидины. Сенсации так и прут из эфиопской земли. 2015 год не мог стать исключением. Строго говоря, удивительные находки были сделаны между 2006 и 2013 годами, но именно сейчас они опубликованы в журнале "Nature".
В местонахождениях Бартеле (том самом, откуда происходит странная стопа) и Вайталейта в слоях с датировками 3,5-3,3 млн.л.н. обнаружены фрагмент лобной кости, два обломка верхних и два – нижних челюстей, а также восемь зубов. Не сказать, чтобы останки были чересчур представительны, но их признаков хватило, чтобы описать новый вид Australopithecus deyiremeda Haile-Selassie et al., 2015. Коллектив исследователей из США, Испании, Эфиопии и Германии представил доказательства особого статуса австралопитеков из Бартеле и Вайталейта. Особые признаки дейремеды – маленькие премоляры и моляры в сочетании с немаленькими резцами и клыками, крайне массивной нижней челюстью, а также не слишком выступающей вперёд верхней челюстью. То есть, кратко говоря – имеем странную смесь признаков грацильных и массивных австралопитеков.
Особую интригу привносит тот факт, что Бартеле расположен всего в тридцати пяти километрах севернее Хадара, откуда известны десятки классических находок афарских австралопитеков – с такими же в точности датировками. Так что – получается, в Эфиопии сосуществовали как минимум два вида грацильных австралопитеков? А если вспомнить ещё и кениантропа – так и три? Чрезвычайно загадочно – как они могли жить одновременно? Что-то же должно было их разделять – скорее всего, некие особенности экологии. Но высшие приматы знамениты своей экологической пластичностью. Странно всё это!
Не исключено, что часть ранее известных костей, причислявшихся доныне к афарским австралопитекам, на самом деле принадлежит дейримеде. Может, именно этим объясняется слишком сильный половой диморфизм, высчитанный для афаренсисов некоторыми антропологами?
Но!
Действительно ли отличия челюстей из Бартеле достаточны для описания нового вида? Может быть, просто в очередной раз вернулась мода на дробительство? Пара челюстей, без сомнения, выделяется на общем афарском фоне, но лишь по паре признаков выходит за пределы известной изменчивости вида A. afarensis. А может, мы просто плохо знали популяционную вариабельность афаренсисов? Отличия дейремеды и афаренсисов не факт что превосходят различия, скажем, австралийских аборигенов и бушменов – что же, и современное человечество разделять на виды? Может, стоит вспомнить заветы Оккама?
Как обычно, только новые находки – а они обязательно последуют! – решат спор. А пока придётся привыкать к странному слову – дейремеда.
Источники:
- Haile-Selassie Yohannes et al. New species from Ethiopia further expands Middle Pliocene hominin diversity // Nature 2015, V. 521, pp.483–488 (28 May 2015)
- Haile-Selassie Y., Saylor B.Z., Deino A., Levin N.E., Alene M. et Latimer B.M. A new hominin foot from Ethiopia shows multiple Pliocene bipedal adaptations // Nature, 2012, V.483, pp.565-570.
См. также: