Новости антропологии
09.03.2011
Автор: С. Дробышевский

Мы все из Южной Африки?

Такой вывод делают авторы новой статьи в Proceedings of the National Academy of Sciences (статья опубликована на сайте журнала 7 марта 2011 г.).

Бушмены. Наши предки? Источник: http://www.zanzibartrading.com/

В результате расшифровки ДНК ряда племен африканских охотников-собирателей международная группа генетиков пришла к выводу о возникновении современного вида человека на юге африканского континента. Исследователи расшифровали ДНК бушменского племени хомани, а также хадза и сандаве из Восточной Африки и сравнили их с более ранними данными по другим охотникам-собирателям (например, пигмеям) и прочим группам (масаям и др.). Всего было исследовано 27 современных африканских популяций. Первым выводом стало то, что среди охотников-собирателей генетическое разнообразие гораздо больше, чем среди сельскохозяйственных народов. Во-вторых, огромное разнообразие генетических вариантов именно на юге Африки в сочетании с постепенным падением изменчивости на север привело генетиков к мысли, что прародина вида находилась не в Восточной Африке, как это считалось доныне, а в Южной.

Впрочем, как нам кажется, такая позиция более чем уязвима.

Во-первых, существование огромной изменчивости среди охотников-собирателей - совсем не новость. Учитывая их жизнь очень маленькими разобщёнными группами, было бы странно ожидать их однообразия. Эффекты основателя, дрейфа генов, бутылочного горлышка действуют на такие мелкие популяции сильнее, чем на большие группы земледельцев. Кроме того, большие группы земледельцев по определению являются просто очень разросшимися изначально маленькими группами (еды много, вот численность и растёт очень быстро), отчего большая численность не сопровождается большим разнообразием.

Во-вторых, прекрасно известны сравнительно недавние глобальные переселения в Центральной и Восточной Африке, которые могли стереть значительную часть генетического разнообразия живших там раньше охотников-собирателей (это и сейчас происходит буквально на наших глазах). В Южной Африке такие глобальные переселения происходили позже (банту двинулись из Западной Африки через Центральную и Восточную, а до Южной добрались позже всего), вот южные охотники-собиратели и пострадали меньше. Так что распределение разнообразия СЕЙЧАС мало говорит о том, каким оно было 200 тысяч лет назад. Странно было бы, если бы за 200 тысяч лет картина осталась прежней.

Так что новые данные по генетике африканцев очень важны и интересны, но эволюционная их интерпретация ОЧЕНЬ спорна.

Мы планируем в ближайшее время вернуться к этой теме. Поздравляем наших Читательниц с Международным Женским Днём!

• Brenna M. Henn, Christopher R. Gignoux, Matthew Jobin, Julie M. Granka, J. M. Macpherson, Jeffrey M. Kidd, Laura Rodr?guez-Botigu?, Sohini Ramachandran, Lawrence Hon, Abra Brisbin, Alice A. Lin, Peter A. Underhill, David Comas, Kenneth K. Kidd, Paul J. Norman, Peter Parham, Carlos D. Bustamante, Joanna L. Mountain, and Marcus W. Feldman. Hunter-gatherer genomic diversity suggests a southern African origin for modern humans. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2011, 7 mart www.pnas.org/content/early/2011/03/01/1017511108.abstract