Новости антропологии
05.08.2016

Мамонтов сгубила жажда

В 1799 году легендарный немецкий антрополог Иоганн Фридрих Блюменбах описал шерстистого мамонта - вымерший вид из семейства слоновых. Удивительные животные, чья масса достигала 8 тонн, быстро привлекли внимание ученых. Очень скоро стали появляться гипотезы о причинах вымирания мамонтов - и не перестают выдвигаться по сей день. Исчезновение этих родственников слонов – часть вымирания мегафауны в конце последнего ледникового периода – чаще всего связывают либо с деятельностью человека, либо с изменениями климата.

Мамонты. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Мамонты действительно исчезли в Евразии и Северной  Америке 14 – 10,5 тыс. лет назад. Однако реликтовые популяции на двух островах в Беринговом море продержались еще несколько тысяч лет.

На этой неделе в престижном журнале PNAS  вышла статья коллектива канадских и американских авторов под руководством Рассела Грэхэма из университета Пенсильвании. Ученые решили выяснить причины исчезновения мамонтов, обитавших на острове Святого Павла (этот остров в Беринговом море, открытый русским мореплавателем Гавриилом Прибыловым, в настоящее время входит в состав американского штата Аляска).

Когда специалисты изучили донные отложения островных озер, то обнаружилось, что грибки, живущие в навозе растительноядных млекопитающих, исчезли на острове 5,6 тыс. лет назад. Согласно радиоуглеродному анализу, именно в это время мамонты на острове пропали. Эту же дату показывает анализ древней ДНК из донных отложений, содержащих экскременты животных: ДНК мамонтов есть в слоях старше 5 650 лет, а в более молодых – отсутствует.

Далее специалисты оценили содержание в этих же отложениях некоторых видов планктона, диатонических водорослей, беспозвоночных, пыльцы растений – с целью понять, как менялась экологическая обстановка на острове. Проанализировав полученные данные, ученые сделали вывод, что мамонтов с острова Святого Павла погубило банальное отсутствие пресной воды. Из-за глобального потепления основные источники пресной воды стал «затоплять» океан. Помимо этого, климат становился более сухим. В итоге шерстистые мамонты вынуждены были искать небольшие «лужицы» с пресной водой на острове размером в 110 квадратных километров. По словам ученых, животные постоянно топтались вокруг немногочисленных «лужиц», тем самым загрязняя и их. «Мы увидели страшную картину жизни последних мамонтов с острова Святого Павла», - резюмируют авторы исследования. Для того чтобы подтвердить свои выводы, они провели изотопный анализ зубов и костей 14 островных мамонтов – и нашли все признаки того, что животные действительно жили в условиях дефицита пресной воды. Важно, что годящихся в пищу растений на острове было достаточно – так что мамонты не должны были голодать. Кроме того, никаких следов человека на острове не обнаруживается вплоть до прихода сюда русских китобоев в 1787 году. Значит, не люди истребили северных гигантов. Их погубила жажда.

Интересно, что в российских СМИ новость появилась под следующим соусом: «Последние мамонты вымерли из-за засухи». Извините, но обитателей острова Святого Павла нельзя считать последними мамонтами. Мы же не можем забыть о родственниках слонов, живших на острове Врангеля всего 4 тыс. лет назад, верно?