Новости антропологии
06.08.2016

Добровольцы грызли сырые кости… во имя науки

Археологи из Университета Страны Басков (Испания) изучили следы человеческих зубов на костях животных. С деталями исследования можно ознакомиться в издании Journal of Archaeological Science: Reports.

Следы зубов на костях, полученные в эксперименте. Фото из обсуждаемой статьи

Ранее, обнаружив погрызенные ископаемые кости, археологи часто считали, что останки глодали хищники или падальщики. Однако разве грызть кости могли только животные? Древние люди, даже вооруженные каменными орудиями, точно так же использовали свои зубы и повреждали ими поверхность костей. Распознавать такие следы и отличать их от следов иного происхождения было бы полезно, например, для выявления случаев древнего каннибализма.

Руководитель исследовательской группы Антонио Ромеро и его университетские коллеги   решили провести эксперимент, в котором приняли участие 10 добровольцев – взрослых мужчин и женщин. Волонтеры должны были грызть бараньи кости  –  первые фаланги, лучевые и лопатки (всего 90 образцов). При этом образцы предлагались добровольцам в сыром, вареном и жареном виде. Волонтеры должны были фиксировать, какие зубы они сейчас используют – резцы, предкоренные + клыки или коренные. Весь процесс фотографировался и фиксировался на видео. После эксперимента кости еще раз варились, а затем изучались под микроскопом. Все повреждения  измеряли и разделяли на первичные – собственно следы зубов, и вторичные – разрушения кости, возникающие в процессе жевания. Фиксировались и части костей, на которые приходилось больше  всего повреждений.

Морфологический анализ помог ученым выделить признаки, по которым следы человеческих зубов отличаются от отметин, оставляемых животными. Кроме того, по характеру повреждений на костях оказалось возможным определить, поедалось ли мясо сырым или же его потребляли в жареном или вареном виде. «На жареных и вареных костях следов зубов обычно больше, в то время как на сырых останках они встречаются только на концах длинных костей», – утверждает  Антонио Ромеро.

Ученые  отмечают, что подобные опыты проводятся впервые. Исследование открывает новые возможности для анализа находок на стоянках древнего человека. Теперь по характеру повреждений можно определить способ приготовления пищи, использовавшийся в древности.

Древнегреческий историк Фукидид (454 - 396 до н.э.), во имя исторической правды решительно отвергает все мифическое и сказочное. «События войны я не считал уместным излагать так, как услышал о них от первого встречного, или руководствуясь своим личным мнением; я присутствовал при них лично или, узнав от других, рассмотрел их одно за другим с максимально возможным усердием. Это было трудным делом, потому что очевидцы передавали события по-разному, как подсказывала им память и расположение к одной из воюющих сторон. Возможно, отсутствие сказочного сделает повествование менее привлекательным для аудитории, но мне будет достаточно, если его сочтет полезным тот, кто пожелает получить ясное представление о случившихся событиях и тех, идентичных или похожих, которые в том же самом или подобном виде могут произойти по свойству природы человека». Источник