Новости антропологии
02.11.2016
Автор: Маргарита Ковалёва

Шимпанзе успокаиваются рядом со своими приятелями

Обыкновенные шимпанзе становятся более спокойными, когда рядом с ними находятся их сородичи. Об этом рассказывается в статье международной команды приматологов, которая опубликована в журнале Nature Communications.

Источник: https://www.newscientist.com

«Как и люди, шимпанзе снимают стресс, общаясь со своими друзьями», - рассказывают авторы работы. В ходе двухлетнего исследования они анализировали, какой уровень гормонов глюкокортикоидов у 17 шимпанзе - 9 самцов и 8 самок. Глюкокортикоиды -  стероидные гормоны, продуцируемые корой надпочечников. Эти гормоны оказывают антистрессовое и противошоковое действие, способствуют повышению уровня глюкозы в крови, а также являются мощным иммунорегулирующим средством и могут существенно уменьшать воспаление.

Во время экспериментов все 17 шимпанзе занимались разными делами: кто-то из них отдыхал, кто-то чистился, а кто-то проводил время со своими сородичами. Исследование показало, что у общительных приматов уровень стресса был самым низким. «Мы давно знали, что общительные животные дольше живут, отличаются хорошим здоровьем и имеют больше потомства, - комментируют авторы работы. - А сейчас мы увидели, что у социально активных животных ещё и намного ниже уровень стресса». По словам учёных, шимпанзе, постоянно остающиеся в одиночестве, рискуют заработать хронический стресс и разнообразные проблемы со здоровьем.

Исследователи специально сделали своими подопытными обыкновенных шимпанзе - эти приматы, близкие к людям, живут группами от 20 до 150 особей, и очень общительны. Обезьяны делят друг с другом пищу, поддерживают товарищей в трудную минуту, помогают новоиспечённым мамам заботиться о потомстве, вместе сражаются с врагами. Однако даже среди таких общительных приматов встречаются «одиночки» - и теперь исследователи доказали, что им приходится хуже всего.

• Roman M. Wittig, Catherine Crockford, Anja Weltring, Kevin E. Langergraber, Tobias Deschner & Klaus Zuberb?hler. Social support reduces stress hormone levels in wild chimpanzees across stressful events and everyday affiliations // Nature Communications 7, Article number: 13361 (2016)

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?