Новости антропологии
15.11.2016

Как жизнь с человеком заставила собаку полюбить крахмал

Исследование ДНК древних собак показало, что около 7 тыс. лет назад у них в геноме закрепились мутации, которые позволили им питаться богатой углеводами пищей. Аналогичный процесс увеличения числа копий гена амилазы – фермента, расщепляющего крахмал, у человека начался примерно в тот же период. Около 8 тыс. лет назад люди стали переходить к осёдлому образу жизни и земледелию. Таким образом, как сообщает журнал Royal Society Open Science, собаки частично эволюционировали вместе с человеческой культурой.

Источник: http://phys.org/

Для изучения у генетиков из Франции и Швейцарии были образцы ДНК древних собак из Восточной и Западной Европы, а также Юго-Восточной Азии. Более ранние  исследования уже показали, что собаки сопровождали человека со времён верхнего палеолита (эпохи, закончившейся примерно 12 тыс. лет назад). Анализ генома 13 древних собак, живших от 15 до 4 тыс. лет назад, показал большое число – до 20 -  копий гена Amy2B. Этот ген отвечает за расщепление крахмала до простых сахаров. Животное, обладающее несколькими копиями гена Amy2B, способно более эффективно усваивать растительную пищу, богатую крахмалом.

Судя по полученным данным, увеличение числа копий гена Amy2B у собак началось примерно 7 тысяч лет назад – как раз после неолитической революции, когда люди перешли на оседлый образ жизни и начали заниматься земледелием. Видимо, мясо стало дефицитом…

Для сравнения генетики проанализировали геномы 16 современных волков и 16 современных собак. В геномах волков обнаружилось только две копии гена, отвечающего за расщепление крахмала, а вот у современных собак этих копий оказалось от 4 до 16. Исключение составляют австралийские динго и сибирские хаски, обитающие на территориях, где сельское хозяйство появилось не так давно – у этих собак число копий гена Amy2B такое же, как у волков. Логично!

Источник

Русское духовенство выступало с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века. До 1815 года c одобрения цензуры издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением». Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит». Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви.

Райков Б.Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л., 1947. c. 364.