27.11.2016
«Морские цыгане» видят в воде, как дельфины
В западнобережных провинциях Таиланда живёт совсем небольшой, но удивительный народ — мокен. Сейчас он состоит всего из 2 - 3 тыс. человек, резко отличающихся от коренного населения Таиланда. Их кожа чуть темнее, а волосы иногда отдают рыжиной. Их язык далёк от тайского, а их древняя языческая вера — от буддизма. В XXI веке они не отказываются от традиции кочевой жизни, поэтому их (и ещё несколько этнических групп) называют «морскими цыганами».
Маленький представитель мокен. Источник: http://www.bbc.com/
Тайцы в добрых отношениях с водой, но даже они, изрезавшие свою столицу, Бангкок, каналами, подобно Венеции, удивляются той связи, которая установилась между мокен и морем, называя маленький народ «людьми моря» или даже «людьми из воды». В марте 2016 года благодаря исследованиям Анны Гилсен из Лундского университета (Швеция) с поразительным феноменом народа мокен смог познакомиться весь мир.
Под водой люди видят размытое изображение. Это происходит потому, что человеческий глаз рассчитан на работу в воздушной среде. За преобразование светового сигнала в электрический (который мозг и будет воспринимать как изображение) отвечают клетки сетчатки, но дело в том, что для создания чёткого образа все световые лучи должны попасть в одно небольшое пятно. Когда человек находится в привычной для него воздушной среде, никаких проблем не возникает: более плотные, чем воздух, роговица и хрусталик, преломляют свет так, что он попадает точно на сетчатку. А плотность воды практически равна таковой у роговицы и хрусталика, поэтому преломления почти не происходит и лучи не собираются на сетчатке. В соответствии с законами физики, в воде чёткого зрения не должно получаться. Но детям племени мокен нет никакого дела до этих законов. Чёткость изображения сохраняется у них даже на большой глубине. Этот феномен и вызвал у исследовательницы из Швеции, писавшей работу об аспектах зрения, живой интерес. Ей нужно было узнать, как дети морских цыган смогли обойти законы природы.
Но сначала нужно было убедиться в том, что эти люди действительно обладают феноменальными способностями.
Согласившись поехать в Таиланд, Анна Гилсен не знала наверняка, с чем столкнётся. Она начала понимать всю уникальность феномена, когда заметила, что местные дети, ныряя за едой в море, собирают её с гораздо большей глубины, чем та, на которой может что-то разглядеть сама исследовательница. Она решила проверить свои наблюдения. Для этого под водой установили панель с картой, которую дети должны были разглядеть, а затем, вернувшись на сушу, описать. В итоге, оказалось, что дети племени мокен видят под водой в два раза лучше, чем европейские, которые позже приняли участие в том же эксперименте.
Итак, феномен был доказан. Осталось самое сложное — объяснение. Понятно, что у детей, связанных с водой с самых малых лет, должна произойти какая-то перестройка зрения, но вряд ли радикальная, иначе у них ухудшилось бы зрение на суше, а этого не наблюдается.
Остаётся одно объяснение — при погружении у этих детей меняется форма хрусталика и размеры зрачка. Сужение зрачка до минимальных размеров у маленьких морских цыган действительно наблюдалось, но этого недостаточно для того, чтобы настолько повысить чёткость изображения, поэтому исследовательница и выдвинула гипотезу об изменении формы хрусталика.
Тюлени и дельфины обладают такой же способностью.
Кстати, Анна протестировала способности взрослых мокен и убедилась, что их зрение под водой – самое обычное. Это объясняет, почему взрослые члены сообщества в основном рыбачат, находясь над водой. «Когда мы взрослеем, наши хрусталики теряют эластичность, поэтому взрослые теряют способность к подводному зрению», - говорит Гислен.
Исследовательница решила проверить: является ли удивительная способность детей врожденной, или это просто результат тренировки. С этой целью она провела ряд тренингов с европейскими детьми в Тайланде, а также с группой детей в Швеции. После 11 сеансов обучения «подводному зрению», обе группы приобрели точно такие же навыки, что и дети мокен. С какого-то момента зрение каждого из испытуемых внезапно улучшалось.
Таким образом, Гислен доказала, что при должной практике любой ребёнок сможет научиться отлично видеть в воде. Она заметила, однако, что у европейских детей после длительного пребывания в солёной воде глаза краснели. Дети мокен, кажется, не испытывали таких проблем. Вероятно, есть какая-то адаптация, позволяющая им нырять до 30 раз без какого-либо раздражения глаз.
К сожалению, у самих мокен эта удивительная особенность может вскоре исчезнуть. Постоянно растущий поток туристов и активная политика государства по ассимиляции населения приводят к тому, что морские цыгане больше не должны искать пропитание исключительно на дне моря, а, значит, и необходимости постоянно нырять у них тоже больше нет.
Источник: