Новости антропологии
15.12.2016

Обезьяны не разговаривают, потому что не хотят работать

В ходе исследования международной группой учёных установлено, что анатомическое строение голосового тракта обезьян позволяет им производить звуки, подобные человеческой речи. Иными словами, макаки могут говорить. О том, почему они этого не делают – в материале ANTROPOGENEZ.RU.

Молодая макака резус. Фото: Geoff Gallice

Рентгеновский снимок голосового тракта макаки. Фото: Asif Ghazanfar, Princeton Neuroscience Institute

В зоопарке Сан-Франциско есть одна весьма необычная постоялица. Она неплохо понимает человеческую речь и обладает гораздо более богатым словарным запасом (на языке жестов), чем Эллочка-людоедка. Она умеет выражать чувства и эмоции, давать оценку действиям других и даже шутить. Её зовут Коко, и она — самая знаменитая горилла в мире. Коко находится под пристальным наблюдением учёных уже более 30 лет.

Чудо-обезьяна не может только одного — произносить слова. Раньше считалось, что эти животные в принципе не способны к членораздельной речи из-за анатомического строения их гортани. Эти выводы делались на основе изучения пластиковых слепков голосового тракта мёртвых обезьян. Но исследование, опубликованное в журнале Science Advances, опровергает это мнение. Учёные, изучив рентгеновские снимки голосового тракта обезьян, увидели, что его строение вполне подходит для коммуникации.

С помощью рентгеновского видео, специалисты зафиксировали движения языка, губ и гортани макаки, в то время как обезьяна издавала звуки, ела или гримасничала. Затем они создали компьютерную модель голосового тракта обезьяны, чтобы ответить на вопрос: как бы макака разговаривала, если бы ею управлял человеческий мозг? И попытались воспроизвести «обезьянью речь».

В Сети можно ознакомиться с двумя такими видео: на первом обезьяна «говорит»: «WiII you marry me?», а во втором макака желает всем счастливого Рождества на французском языке (послушайте: по-моему, напоминает речь призрака из какого-нибудь фильма ужасов).

Эксперимент прошёл успешно, но остаётся вопрос, почему же, в таком случае, обезьяны не разговаривают?

Простой и однозначный ответ здесь дать не получится. Авторы исследования считают: не только наши ближайшие родственники среди животных, но и большинство млекопитающих анатомически способны издавать звуки, похожие на человеческую речь. Вероятно, эти особенности возникли у предков современных млекопитающих очень давно - разумеется, не для разговоров в светских гостиных, а, вероятнее всего, для более эффективного поглощения пищи.

Но дело в том, что анатомических задатков недостаточно. Обезьяны не обзавелись ещё, как минимум, двумя эволюционными приобретениями, позволяющими разговаривать. Во-первых, это связь между двигательными нейронами в коре головного мозга и нейронами, контролирующими мускулатуру голосового тракта, прежде всего гортани. Во-вторых, у человека гораздо существенней связь между слуховой корой (отвечающей за распознавание звуков) и двигательной корой, с помощью которой мы звуки издаём.

Именно поэтому, как считает ведущий исследователь, биолог из Венского университета Текумсе Фитч, научить обезьяну разговаривать не получится – хотя в будущем, возможно, это удастся сделать методами генной инженерии (сразу вспоминается «Планета обезьян»). По его мнению, проведённое исследование интересно тем, что оно опровергло утверждение, будто обезьяны анатомически неспособны говорить, и открыло новые горизонты для изучения человеческой речи. С другой стороны – мы можем недооценивать коммуникативные способности животных, некоторые из которых весьма разговорчивы. Констанс Шарфф, профессор департамента поведения животных Свободного университета Берлина,обращает внимание, что попугаи, тюлени и слоны используют для вокализации разные области коры головного мозга, и лежащие в основе их коммуникации механизмы остаются неизвестными. «И множество недавних экспериментов показывают, что животные способны обучаться действиям, не характерным для них в естественных условиях – например, ритмически двигаться, как это делают морские львы и попугаи».

Чуть раньше учёными было доказано, что обезьянам для изготовления орудий труда не требуется особое строение человеческих рук. Обезьянки-капуцины из Бразилии могут создавать отщепы, оббивая один камень о другой. Правда, по прямому назначению они полученные «орудия» не используют: капуцинов интересуют минеральные вещества в виде пыли, получаемой при раскалывании камней. Капуцины используют примитивные орудия труда уже, как минимум, 700 лет.

P.S.: Насладитесь звуками обезьяньей речи:

Любопытная особенность обезьян Старого Света: все они, включая крупных, боятся змей.

Источник: Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 141.