Новости антропологии
23.02.2011
Автор: А. Соколов

Неандертальское оперение

Возможно, неандертальцы украшали себя птичьими перьями. К такому заключению пришли авторы статьи, опубликованной на сайте журнала "Proceedings of the National Academy of Sciences" 22 февраля.

Неандерталец в перьях. Художник: Mauro Cutrona. Источник: http://www.livescience.com/12938-neanderthals-bird-feathers-symbolic.htm

Раскопки в пещере Фумане. Источник: http://www.livescience.com/12938-neanderthals-bird-feathers-symbolic.html

Дистальная часть правой локтевой кости альпийской галки (Pyrrocorax graculus), в разных проекциях. Справа вверху крупным планом - след, вероятно, режущего удара; справа внизу - следы скобления. Иллюстрация к обсуждаемой статье.

Вверху: A - дистальная часть правой плечевой кости альпийской галки; D - проксимальная часть правой локтевой кости альпийской галки. Внизу – то же самое, крупный план. Иллюстрация к обсуждаемой статье

Итальянские исследователи, написавшие статью, много лет занимаются раскопками в пещере Фумане, на севере Италии.

Вход в пещеру находится в основании горного утеса, на высоте 350 метров над уровнем моря. Первые раскопки в этих местах проводились в 1964 и 1982 годах. В 1988 году здесь впервые обнаружили следы стоянок древних людей. Сама пещера, о которой идет речь, длительное время оставалась недоступной для исследователей, т.к. вход в нее был скрыт завалом. После того как в 90-е годы завал  ликвидировали, открылось пространство площадью около 60 кв.м. Раскопки обнажили ряд слоев, содержащих свидетельства обитания здесь неандертальцев - в том числе тысячи орудий культуры мустье, кости животных и очаги.

Наибольший интерес представляют слои A5–A6, относящиеся к финальному мустье. Датирование радиоуглеродным методом дало даты 43 580–42 980 л.н. для слоя A5.

Интенсивные раскопки ведутся здесь с 2000 г.

В 2009 году исследователи решили заново тщательно изучить кости животных, обнаруженных в пещере. Авторы статьи обратили внимание, что среди костных останков - очень много костей птиц. Всего в пещере обнаружено 660 костей, относящиеся к 22 видам пернатых.

Причем интересно, что:

• значительное количество костей относится к крыльям (43% всех исследованных костей – это плечевые и локтевые кости, фаланги и т.п.)
  • на некоторых из этих костей (12 костей из выборки) имеются следы человеческой деятельности, в частности, отметины, вероятно, оставленные каменными орудиями. Причем следы говорят об определенном типе обработки - будто кто-то скоблил кости, пытаясь очистить их от кожи… и от  перьев.
  • часть видов птиц могли быть использованы в качестве пищи (тетерев, куропатка, дикий голубь), но многие из костей принадлежали видам, которые, прямо скажем, «не имеют промыслового значения» - альпийская галка, черный гриф, красноногий сокол.  В пищу они не годятся, зато у них красивые перья разных цветов! – заявляет Марко Пересани, палеоантрополог из университата Феррары (Италия), один из авторов исследования. (У красноногого сокола перья – серые; у галки – черные;  синеватые у диких голубей и т.д.)

Зачем неандертальцам понадобились перья? Ведь оперенных стрел (да и вообще стрел) в среднем палеолите не знали. Остается одно – перьями неандертальцы украшали себя.

Вот вам  очередное свидетельство символического поведения у неандертальцев!

Долгое время неандертальцев представляли «грубыми, примитивными скотинами». Постепенно накапливались факты, говорящие о том, что не нужно торопиться изображать неандертальцев звероподобными "недо-людьми". Сейчас  маятник готов качнуться в другую сторону. Например, автор свежей статьи на «Элементах», д.б.н. Сергей Савельев без обиняков заявляет, что неандертальцы были эдакими творцами-интеллектуалами,  а древние сапиенсы – ограниченными и туповатыми (!) (впрочем, автор статьи не утруждает себя обоснованием такой экстравагантной точки зрения).

Возможна  ли иная интерпретация находок, сделанных  итальянскими антропологами?

Перья ведь можно использовать и по-другому.  Например, в качестве подстилки (хотя для этого понадобится много перьев...) Кроме того, гастрономически неандертальцы наверняка были не так привередливы, как мы с вами. Время было тяжелое, а не бесптичье, как говорится, и галка – рябчик… Конечно, вполне вероятна и версия авторов - использование перьев в качестве украшений.

Кстати, очень интересно: как неандертальцы охотились на птиц? Поймать грифа или сокола - мягко говоря, не простая задача.

А пресса уже рисует романтический портрет не чуждого искусствам неандертальца, раскрашивающего лицо и тело, приносящего цветы на могилу товарища… и щеголяющего в головном уборе из орлиных перьев, словно индеец племени сиу (см. рис. 1).

Наш прогноз: в ближайшие несколько лет на киноэкраны обязательно выйдет некое голливудское изделие (а-ля «Аватар», может быть, бюджетом поскромнее): добрые, наивные и такие беззащитные индейцы неандертальцы, павшие в неравной борьбе за свободу и независимость, под натиском варварских кроманьонских полчищ.

Прогноз сделан 23 февраля 2011 года. Всех с Днем Защитника Отечества!

Ваш Редактор

Marco Peresania,Ivana Fioreb, Monica Galab, Matteo Romandinia, and Antonio Tagliacozzob.

Late Neandertals and the intentional removal of feathers as evidenced from bird bone taphonomy at Fumane Cave 44 ky B.P., Italy.

Charles Q. Choi. Neanderthals Wore Colorful Feathers, Study Suggests. www.livescience.com/12938-neanderthals-bird-feathers-symbolic.html

«Ир­ландские профессора пишут книги, чтобы доказать, что Гомер был ирландцем; французские антропологи предоставляют свидетельст­ва того, что кельты, а не тевтоны, были источником цивилизации в Северной Европе; Хьюстон Чемберлен доказывает во всех подроб­ностях, что Данте был немцем и что Христос не был евреем. Под­черкивание расы было повсеместным среди англо-индусов, от ко­торых империалистическая Англия подхватила эту заразу благода­ря Редьярду Киплингу».

Бертран Рассел, Происхождение фашизма / Искусство мыслить, М., «Дом интеллектуальной книги», 1999 г., с. 198. Предоставлено Викентьевым И.Л,