26.02.2017
Автор: Юлия Попова
Загадочные детские следы в древнеегипетском храме
На востоке дельты Нила сейчас ведутся обширные раскопки города Пер-Рамсес, бывшего столицей Древнего Египта во время правления Рамсеса II. Основную сложность составляет тот факт, что все оставшиеся руины сохранились только под землёй. Но находчивых и упорных исследователей это не останавливает. Сейчас группа немецких специалистов изучает раскопанное ею центральное сооружение Пер-Рамсеса. Одной из загадок стали детские следы возрастом 3000 лет, найденные на дне ямы для строительного раствора.
Пер-Рамсес не пользуется и малой долей известности своих славных предшественниц — Фив и Мемфиса. Зато, как гласят исторические источники, когда-то город не уступал великим столицам в богатстве и красоте. Но, увы, от былого величия буквально не осталось ни следа: Пер-Рамсес был разрушен и разграблен ещё в эпоху Древнего Египта, а последующие тысячелетия не сохранили на поверхности ни одного здания этого некогда славного города. Зато под землей учёные обнаружили руины большого количества сооружений. Именно их изучением занята команда немецких учёных, обнаруживших загадочные детские следы.
«Пер-Рамсес» в переводе с египетского означает «дом Рамсеса». Один из самых знаменитых фараонов Древнего Египта — Рамсес II — построил себе новую столицу почти 3300 лет назад. По тем временам город площадью 30 квадратных километров считался огромным (для сравнения, у города Серпухов в Московской области площадь 37,5 квадратных километров). Раскопки показали, что в центре древнего города располагалось величественное здание – храм или дворец. Да, фараон был известен своим пристрастием к монументальному строительству.
Большое количество найденного оружия, мастерских, конюшен, казарм напоминает исследователям ещё об одной характерной черте Рамсеса II — любовь к военному делу. Место для новой столицы фараон выбрал как можно ближе к странам Восточного Средиземноморья.
Существует версия, что Пер-Рамсес играл важную роль и в истории, запечатленной в Ветхом Завете. Некоторые исследователи полагают, что фараон Рамсес II заставил евреев участвовать в строительстве города, и именно оттуда затем их увел Моисей.
Пер-Рамсес функционировал немногим более ста лет. Затем некогда величественная столица была не просто заброшена, но и разграблена самими правителями Египта: камни Пер-Рамсеса использовались для строительства другой столицы, города Таниса, которая сохранилась куда лучше предшественницы. Вторичное использование стройматериалов породило путаницу: сначала Танис считался Пер-Рамсесом, и лишь во второй половине XX века историческая правда была восстановлена, и столица фараона Рамсеса вернулась на своё законное место.
Самое масштабное исследование местности предприняла команда геофизика Хельмута Беккера в 1996 — 2012 гг. Ученые обследовали территорию площадью более 2,5 квадратных километров с помощью геомагнитной разведки. Этот метод удобен для поиска оставшихся под землей стен, особенно если они из глиняных кирпичей. Монументальное здание, раскопки которого сейчас ведут немецкие учёные под руководством Хеннинга Францмайера, было обнаружено командой Беккера.
Сейчас исследователи склонны считать, что перед ними не дворец, а погребальный храм, вроде того, что построил Рамсес II в Фивах. Эта часть Фиванского некрополя называется Рамессеумом. Рамессеум состоял из внушительных размеров храма и павильона фараона, окружённых бесчисленным количеством мелких рабочих зданий. Во дворе были обнаружены обломки некогда огромной (около 18 метров) статуи фараона. По последним данным, обнаруженное сооружение обладает примерно такой же структурой, что и фиванский храм, поэтому учёные делают вполне однозначные выводы о назначении Пер-Рамсеских руин уже сейчас.
Удивительная находка — это детские следы возрастом около 3000 лет. Они были найдены в яме для строительных материалов. Следы сохранились из-за того, что земля в этом месте долгое время была влажной и пластичной. Размером они всего 15-17 сантиметров — сейчас ноги такой длины можно встретить только у совсем маленького ребёнка (3 — 5 лет). Учёные пытаются понять, что столь маленькие дети делали в храме. Работать они не могли по причине слишком нежного возраста, но и отпрысками влиятельных египтян, просто игравшими в яме для строительного раствора, вряд ли были. Но прежде, чем выяснять причины, исследователям ещё предстоит понять, сколько же детей находилось в яме. Следы почти одинакового размера, а другие особенности стопы выделить пока не удаётся из-за плохой сохранности отпечатков.
Вместе с детскими следами в строительной яме обнаружились маленькие кусочки разноцветного гипса. Встречаются фрагменты черного, желтого, красного и голубого цветов. Исследователи полагают, что это части какого-то изображения, располагавшегося на одной из стен храма. Возможно, если учёные смогут понять, где этот гипс находился раньше и как оказался в яме, то и загадка детских отпечатков тоже будет разгадана.
Источник: