Новости антропологии
02.03.2017

Учёные показали, что гены человека и других приматов мутируют со схожей скоростью

Ученые из Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН) и Сколковского института науки и технологий (Сколтех) выяснили, что у человека и родственных ему видов приматов соответствующие участки генома мутируют со схожей скоростью вне зависимости от биохимических факторов. Результаты исследования опубликованы в журнале «Molecular Biology and Evolution».

«Биохимические факторы, которые влияют на скорость мутации у разных видов, могут сильно различаться, но при этом скорость мутации соответствующих участков генома очень близка» — говорится в сообщении.

Ученые исследовали гомологичные последовательности генома шимпанзе, гориллы и орангутана, то есть такие, которые имеют общее происхождение. Из-за того, что у разных видов отличаются биохимические факторы, влияющие на скорость мутации, например, структура хроматина и частота рекомбинации этого участка ДНК, должна отличаться и скорость мутации. Тем не менее, исследование показало, что гомологичные гены у близких видов приматов, в том числе и человека, мутируют с почти одинаковой скоростью. Причина этого явления пока не ясна.

«Мы обнаружили, что существуют какие-то пока неизвестные, “скрытые”, факторы, влияющие на скорость мутирования и частично объясняющие сходство между скоростями мутирования человека и человекообразных обезьян» — сказал заведующий Сектором молекулярной эволюции ИППИ РАН, профессор Сколтеха Георгий Базыкин.

По словам ученого, знание скорости, с которой участок ДНК мутировал у родственных к нам видов, говорит о скорости мутирования у человека больше, чем даже детальное понимание биохимических свойств ДНК. Это знание позволяет лучше понимать вероятность мутаций у человека и в конечном счете предсказывать их функциональное значение.

Понимание закономерностей возникновения мутаций имеет в том числе и медицинское значение, поскольку многие из мутаций, приобретаемых человеком, приводят к болезням.

Nadezhda V. Terekhanova, Vladimir B. Seplyarskiy, Ruslan A. Soldatov, Georgii A. Bazykin. Evolution of Local Mutation Rate and Its Determinants // Mol Biol Evol msx060. Published: 30 January 2017. DOI: https://doi.org/10.1093/molbev/msx060

«Если не углубляться в Античность и Средневековье, то можно сказать, что всё на­чалось с Христофора Колумба, который обнаружил в открытой им части света новую расу людей. Сперва этот факт просто вызывал удивление, но когда Америго Веспуччи убедил мир в том, что открыт именно новый материк (1503), возник вопрос: могут ли его жители быть потомками Адама? Те, кто отвечал утвердительно, позже стали именоваться моногенистами. Их позиция служила базой для защитников прав индей­цев на человеческое существование. Их противники - полигенисты, давали аргумен­тацию тем, кто видел в индейцах всего лишь «говорящий скот». Можно сказать, что моногенизм предварял идею эволюции человека.

Чайковский Ю.В., Пятьсот лет споров об эволюции, журнал «Вопросы философии», 2009 г., N 2, с. 71. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.