Потомство от браков белых и индейцев называют повсюду метисами, на Андском нагорье — также чоло, в Бразилии — мамелюко, или кабокло, в Аргентине — гаучо. Потомок белого (португальца) и метиса называется кастисом, белого и негра — мулатом, белого и мулата — терцероном (следующие степени: квартерон, квинтерон и т. д.), мулата и мулатки — каско, индейца и негра — самбо (в Бразилии также кафузо, или каборе).
Новые карлики Индонезии: Трон Бон Леи с острова Алор
Под скальным навесом Трон Бон Леи на юге острова Алор в восточной Индонезии (восточнее Флореса и севернее Тимора) найдены странные кости. Датировка слоёв довольно противоречива, разные методы дают очень неодинаковые цифры, но вроде бы самые достоверные даты – 11,5-13,1 тыс.л.н. для скелета из ямы B и то ли 7,6-7,8, то ли 16,2 тыс.л.н. для останков из ямы C. Авторы исследования, ясное дело, предпочитают более древние цифры.
Найдены останки четырёх человек, правда, от двух из них сохранилось совсем немного, от двух же других – фрагменты черепов и обломки скелетов (которые пока не описаны). Основное внимание в исследовании уделено женщине из ямы B и мужчине из ямы C; возраст обоих человек – около 45-55 лет. Судя по запредельному количеству рыбьих костей (причём в основном хищных рыб) и рыболовным крючкам (между прочим, очень красивым), древние жители Алора любили рыбалку. Собственно, чем бы они ещё могли там заниматься?
В общем-то, датировка вроде и не такая уж запредельная, да и морфология на первый взгляд довольно заурядная, но находки таки уникальны по двум причинам.
Во-первых, до сих пор из этой области не было никаких плейстоценовых сапиенсов! Ближайшие кроманьонцы известны с островов Калимантан и Ару, а также из Австралии. Есть ещё парочка черепов с Флореса и парочка с Явы с датировками 4-7 тысяч лет назад. Да как бы и всё! Остальное – уже фактически современность. И это на регион размером с Европу!
Во-вторых, при ближайшем рассмотрении древние жители Алора очень нестандартны. Первое, что бросается в глаза – крайне маленькие размеры, особенно у черепа B, который мало отличается величиной от черепов мужчин андаманских пигмеев. Он же похож на черепа женщин с Сумбы (острова, расположенного неподалёку), тайванок и японок. Череп C несколько покрупнее и помассивнее, а потому похож на Лианг Момер E (череп с Флореса с датировкой 4-7 тысяч лет). Но ведь этот самый Лианг Момер E – очень мал! Оба алорских черепа меньше, чем Глубокий Череп из Ниа – древнейшего пигмея с Калимантана. При этом на графиках алорские черепа занимают противоположную половину графика от древних жителей Австралии, Китая и Индокитая, отличавшихся повышенной массивностью и размерами.
Черепа из Трон Бон Леи не только малы, но и очень грацильны, никакой особой архаики в их строении нет.
Как же это понимать?
На самом деле, не исключено, что останки не такие уж древние, ведь половина датировок указывает на совсем молодой геологический возраст.
Однако авторы исследования придерживаются другой версии. Они считают, что в Индонезии уже в позднем плейстоцене жили особо грацильные персонажи, потомки которых дотянули практически до современности. Неизученность нынешнего населения Индонезии не позволяет рассуждать об этом подробно, но сходство с сумбанцами говорит само за себя. Из этого автоматически вытекает мысль о крайней неоднородности древнего населения, ведь и на оставшемся позади материке, и на лежащей впереди Австралии обитали совсем другие люди, женщины которых были крупнее и массивнее мужчин Алора. В какое время и как взаимодействовали эти "волны населения" и пересекались ли они вообще – пока непонятно. Но какие-то контакты должны были быть. Например, на сравнительно недалёкой Яве череп из Вадьяка (со спорной датировкой: в статье он признан очень древним, но публиковались и голоценовые датировки) чрезвычайно велик, а из Хекгрота вполне сопоставим с алорскими.
Тут бы вставить рассуждения о денисовцах и возникновении рас, но на такое авторы статьи не отважились. Нам же рецензирование и тест на политкорректность не проходить, так что можем и погадать.
Древнейшим населением региона около 40 тыс.л.н. были какие-то очень мелкие и грацильные сапиенсы, представленные пигмеем из Ниа. В своём пути по Индонезии они смешивались с денисовцами, набираясь от них страхолюдности. Некоторые из этих метисов остались в самой Индонезии – это люди из Вадьяка, некоторые дошли до Сахула, распавшегося позже на Новую Гвинею, Австралию и Тасманию. Однако часть пигмеев то ли сохранилась в первозданном виде, то ли пришла или возникла заново из материковых популяций – это люди с Алора; в последующем они отлично жили в разных местах Индонезии – Лианг Тоге и Лианг Момер на Флоресе, Хекгрот на Яве; возможно, их прямые современные потомки, ещё сильнее измельчавшие – андаманцы, аэта с Филиппин и семанги с Малакки, а также сумбанцы и некоторые другие жители Индонезии. Примерно в одно время с карликовыми людьми из Трон Бон Леи – 12-15 тыс.л.н. – в материковой Азии появились крупные, но сравнительно грацильные люди экваториального облика – Ханг Муои 1 во Вьетнаме, Люцзян и Верхняя Пещера Чжоукоудяня в Китае. Ещё позже с севера надвигаются предки монголоидов, опять мелкие и грацильные, но с другими лицами и, легко догадаться, светлой кожей.
Ясно, что все эти группы не были жёстко изолированы друг от друга, а с другой стороны, на каждом острове, полуострове и в каждой долинке микроэволюция создавала свои варианты. Разобраться в этой мозаике нелегко! И чем больше черепов, тем лучше! Земля под недокопанным скальным навесом Трон Бон Леи ещё наверняка содержит массу интересного. А сколько таких навесов на тысячах островов? Открытия нам гарантированы.
Источник:
- Samper Carro S.C., Gilbert F., Bulbeck D., O'Connor S., Louys J., Spooner N., Questiaux D., Arnold L., Price G.J., Wood R. et Mahirta. Somewhere beyond the sea: Human cranial remains from the Lesser Sunda Islands (Alor Island, Indonesia) provide insights on Late Pleistocene peopling of Island Southeast Asia // Journal of Human Evolution, 2019, V.134, №102638, pp.1-16.