Новости антропологии
14.05.2020
Автор: С. Дробышевский

Древнейший сапиенс – самый древнейший. Датировки людей из Бачо Киро

Трёхуровневая пещера Бачо Киро, расположенная на севере Болгарии, исследовалась уже давно. В ней обнаружились богатейшие слои с каменными орудиями. Самое важное, что в отложениях Бачо Киро можно проследить переход от среднего палеолита к верхнему. Средний палеолит – творение неандертальцев, верхний – кроманьонцев. А взаимодействие этих двух человечеств – одна из интереснейших тем палеоантропологии.

Человеческие останки из Бачо Киро.

Культурные остатки в Бачо Киро крайне показательны. В набор древнейшего верхнего палеолита входят орудия на пластинах – продвинутая технология, но есть и леваллуазские отщепы – привет от неандертальцев. Тут есть костяные наконечники и лощила, колечки из бивней и подвески из зубов пещерных медведей и копытных. Эти предметы однозначно перетягивают индустрию на верхнепалеолитическую сторону.

А самое приятное, что тут же были найдены и останки людей – фрагмент теменной кости, кусочек верхней челюсти взрослого и обломочек нижней челюсти ребёнка, зубы и совсем уж крошечные костяные щепочки. К сожалению, все эти огрызки столь незначительны, что судить о их видовой принадлежности крайне сложно. Одни авторы считали, что зубы очень похожи на зубы неандертальцев, другие с основательным сомнением относили их к раннему современному человеку с архаичными чертами, третьи ещё осторожнее говорили, что находки слишком фрагментарны для определения таксономического положения. И это было печально.

Но прогресс шагает по планете. Пришёл 2020 год и в одном лукошке со злобным коронавирусом принёс новое исследование находок из Бачо Киро.

Для начала были сделаны новые датировки. Для среднепалеолитических слоёв даты улетели за 51 тысячу лет, то есть за пределы возможностей радиоуглеродного метода. А для древнейших костей людей из слоя древнейшего верхнего палеолита калиброванная дата оказалась равна 43,65-45,82 и даже, возможно, 46,94 тысяч лет назад. Ещё пара человеческих костяных щепочек получила дату около 34 тысяч лет.

И тут подъехали суперновейшие методики. Из человеческих останков были выделены белки и мтДНК. Кажется, такого ещё не было, чтобы в одном исследовании анализировались сразу и геном, и протеом, и морфология! Между прочим, анализ коллагена был проведён для 1271 костяного фрагмента!

Митохондриальная ДНК оказалась совершенно современной, точно не неандертальской. Правда, проанализированные участки на удивление неспецифичны, так что внятной близости бачокирских людей к кому-либо конкретному выявить не удаётся. Единственно, очевидно, что бачокирцы не были негроидами, так как они попадают строго за пределы африканских популяций. Дальше же в кладограммах идёт такая каша, что расоведы горько плачут: в одну кучу смешались китайцы, миштеки, австралийские аборигены, чукчи, грузины, малайцы, папуасы, испанцы, итальянцы и самые разные верхнепалелитические люди. Конечно, сторонников несуществования рас такая картинка должна радовать, но нормальному антропологу она говорит лишь о выборе совершенно неподходящих признаков. Впрочем, в рамках данной работы оперируем тем, что имеем.

Описание второго нижнего моляра (с номером F6-620) ставит окончательную точку в сапиентной принадлежности бачокирцев. Рисунок эмали на самом деле не самый типичный для современных или ископаемых сапиенсов и имеет неплохой уклон в неандертальскую сторону, а размеры укладываются в верхнюю половину изменчивости и неандертальцев, и сапиенсов всех времён. Но у зуба слитые корни и уменьшенная пульпа (почему-то авторы называют её "гипотавродонтной" со ссылкой на статью 1938 года, где такой термин не применяется ни разу, хотя есть нормальный термин "кинодонтность"). Учитывая вообще большую изменчивость зубов, последние признаки однозначно перевешивают.

По итогу, мы имеем целый комплекс сапиенсов – и это по одному зубу и такой трухе, что чаще всего вообще игнорируется раскопщиками! Просто таки триумф науки!

Особенно радует сочетание современной видовой принадлежности и огромной датировки. Авторы статьи приводят данные для пары позднейших неандертальцев и нескольких древнейших сапиенсов: неандертальцы из Грота Оленя и Сен-Сезера имеют возраст около 41 тысячи лет, самый древний сапиенс из Усть-Ишима – 45, а прочие – из Тяньянь, Пестера ку Оазе 1, Костёнок 1 и 14 – меньше 40. А в Бачо Киро сразу 4 образца превосходят неандертальцев, а два из них древнее Усть-Ишима! Это новый рекорд для сапиенсов Европы!..

...Был бы, если бы авторы статьи не игнорировали данные по другим находкам. Калиброванная дата для нижнего третьего моляра человека из Лаконис I в Греции – 42-48 тыс.л.н. А он, между прочим, найден в отложениях с переходной от среднего к верхнему палеолиту индустрией, похожей на бачокирскую. Почему он был забыт – совершенно непонятно. Сравнение с ним красиво дополнило бы картину и внесло дополнительную интригу. Думается, главная причина – неандертальские черты зуба из Лакониса: он тавродонтный, с неандертальскими размерами и описательными чертами. А это снизило бы градус пафоса новой работы. Но кажется, в этом-то и интерес: получается, схожие индустрии в одно время могли использовать и неандертальцы, и сапиенсы. Это же круто! К сожалению, краткость статьи – проклятие современной научной публицистики – не позволила авторам размахнуться мыслью по временам и видам.

Но тем лучше для нас, не ограниченных строгими рамками высокорейтинговых научных журналов, гиперкорректность которых не пускает авторскую фантазию в полёт. Нам же позволено вспомнить и о куске кости из мустьерского слоя в Бачо Киро с насечками, образующими зигзаг, и костяные орудия и подвески из звериных зубов из уже помянутого Грота Оленя, и переходные культуры ольшевий, улуццо и шательперрон, и метисные черты неандертальцев из Виндии и Сен-Сезера, и украшения и сапиентные зубы из турецкой пещеры Учагизли с датировками 41-43 тысячи лет назад, и челюсть сапиенса Кент'с Каверн 4 из Англии – 41,5-44,2 тысяч лет, и скелет убиенного мамонта с Сопочной Карги на Таймыре – 45 тысяч лет, и новодатированные рисунки на Калимантане и Сулавеси – аж до 51,8 тысячи лет.

В целом из всего этого и многого неупомянутого вырисовывается дивная картина. В промежутке времени от 46 до 40 тысяч лет назад на юго-восток Европы с Ближнего Востока через Турцию начали просачиваться сапиенсы. Жившие ранее в Европе неандертальцы не растерялись и стали общаться с пришельцами, перенимая новинки – костяные орудия и украшения. Сапиенсы тоже получили немало. Во-первых, ценные сведения о местности, методы охоты в условиях ледниковой Европы, возможно, некие медицинские познания и способы изготовления меховой одежды, а заодно, что не очень здорово, – платяных вшей. Судя по геному человека из Пестера ку Оазе, неандертальцы с сапиенсами иногда вступали в браки. Правда, если верить расчётам палеогенетиков, часть мужчин-метисов оказывалась бесплодной, что могло нехорошо сказаться на численности и без того редких неандертальцев, зато кроманьонцам неандертальские гены могли дать устойчивость к местным условиям, столь необходимую для выживания в ледниковом периоде. Приободрённые свежеустановленными обновлениями, сапиенсы оказались столь успешны, что в рекордные сроки доскакали до Англии в одну сторону, Таймыра – в другую – и Индонезии – в третью.

Сапиенсы всё прибывали и прибывали, их культура была в среднем круче неандертальской, так что коренастые аборигены Европы потихоньку растворялись в ордах высокорослых пришельцев – и биологически, и культурно. Возможно, последние неандертальцы ещё ныкались в южной Испании и Крыму даже после 30 тысяч лет назад, но их время истекло – на планете окончательно восторжествовали сапиенсы.

А мы, потомки победителей, дошли до такого уровня развития, что можем узнать о событиях, минувших десятки тысяч лет! Новые же исследования, без сомнения, позволят ещё подробнее восстановить подвиги наших героических предков.

• Fewlass H., Talamo S., Wacker L., Kromer B., Tuna Th., Fagault Y., Bard E., McPherron Sh.P., Aldeias V., Maria R., Martisius N.L., Paskulin L., Rezek Z., Sinet-Mathiot V., Sirakova S., Smith G.M., Spasov R., Welker F., Sirakov N., Tsanova T. et Hublin J.-J. A 14C chronology for the Middle to Upper Palaeolithic transition at Bacho Kiro Cave, Bulgaria // Nature Ecology & Evolution, 2020, pp.1-8.
  • Hublin J.-J., Sirakov N., Aldeias V., Bailey Sh., Bard E., Delvigne V., Endarova E., Fagault Y., Fewlass H., Hajdinjak M., Kromer B., Krumov I., Marreiros J., Martisius N.L., Paskulin L., Sinet-Mathiot V., Meyer M., Pääbo S., Popov V., Rezek Z., Sirakova S., Skinner M.M., Smith G.M., Spasov R., Talamo S., Tuna Th., Wacker L., Welker F., Wilcke A., Zahariev N., McPherron Sh.P. et Tsanova T. Initial Upper Palaeolithic Homo sapiens from Bacho Kiro Cave, Bulgaria // Nature, 2020, pp.1-4.

Головной мозг человека содержит около 1011 нейронов. В нервной система брюхоногого моллюска аплизии 105-106 нейронов. Нервная система паразитического червя аскариды содержит всего 162 нейрона.

Источник: Б.Ф. Сергеев. Ступени эволюции интеллекта. Ленинград, "Наука",1986 г., с. 115-116.