English Deutsch
Новости
Новости антропологии
22.05.2020
Автор: С. Дробышевский

Трудовая древесная кисть седибы

Недавно открытые южноафриканские гоминиды остаются одними из самых загадочных среди всех известных видов. Австралопитек седиба и человек наледи известны из единичных местонахождений, крайне мало ведомо о их прошлом и эволюционной судьбе. То есть ясно, конечно, что в конце все умерли, но в один ли день и жили ли они до того счастливо – история умалчивает. Не очевидно, какой мир окружал загадочных южноафриканских троглодитов, чем они занимались день изо дня в день, чем питались и умели ли использовать орудия труда.

Распределение трабекул в костях кисти: а) Горилла при опоре на костяшки пальцев, b) шимпанзе при перемещении по деревьям и с) Человек при манипулировании

Но завеса тайны помаленьку поднимается, а прожектор науки высвечивает тёмные места прошлого. Новое исследование выявило новую странность седиб.

С самого начала изучения этого вида учёные обратили внимание на необычайно изогнутые пальцы кисти. Они оказались более кривыми, чем даже у современных человекообразных обезьян, хотя ещё у ранних и грацильных австралопитеков уже были сравнительно прямыми. Получается, между тремя и двумя миллионами лет назад в Южной Африке форма пальцев повернула вспять. Почему, зачем? А ведь два миллиона лет назад – датировка отложений в пещере Малапа, где найдены скелеты седиб – люди уже как полмиллиона лет умели изготавливать орудия труда. А кривыми руками это делать сложно. Так может, седибы и не пытались колоть чопперы? Тем более, в Малапе их и не обнаружено. С другой стороны, это местонахождение – типичная пещера-ловушка, куда несчастные жертвы своей невнимательности просто проваливались сквозь щель в земле. И, грохнувшись с высоты об каменный пол, вряд ли они должны были начать лихорадочно оббивать булыжники переломанными руками. Вместе с тем, большой палец кисти седибы длинный, потенциально вполне приспособленный к точечному захвату и орудийной деятельности. С третьей стороны, анализ зубов показал, что седибы были не просто вегетарианцами, а вообще жевали какую-то кору, что не лезет ни в какие ворота и непонятно как может быть связано с трудовыми достижениями.

И вот подъехали новые методики. Учёные исследовали плотность трабекулярной структуры и компактного слоя костей кисти второго индивида из Малапы, сравнив их с показателями разных человекообразных обезьян, ископаемых гоминид и людей. Изучались разные места костей – головки, середины тел и основания (Между делом: почему тела пястных упорно называются в статье диафизами?! Куда смотрела высокорейтинговая редакция и крутые рецензенты?! Моя ипостась преподавателя анатомии протестует!). Выводы получились ожидаемо неожиданными.

Во-первых, разные обезьяны оказались непохожи друг на друга. Тогда как карликовый и обыкновенный шимпанзе вполне закономерно близки друг к другу, горилла по ряду показателей отличается от них в одну сторону, а орангутан – в другую, причём в целом орангутан больше похож на людей, чем на других обезьян. Отличие движения по ветвям орангутанов от шимпанзе заключается в неторопливости и осторожности. Показательно, что на стопе орангутанов большой палец сильно редуцирован, так что они не могут хвататься стопой так же ловко, как гориллы и шимпанзе, так что руки приобретают особую важность. Вероятно, этим и объясняется сближение орангутанов с людьми в анализах.

Во-вторых, афарский и африканский австралопитеки закономерно заняли промежуточное положение между обезьянами и людьми, причём первый оказался всё же ближе к людям, а второй – к шимпанзе. Не то парантроп, не то "ранний Homo" из Сварткранса попал в обезьянью компанию.

Наконец, в разных анализах седибы заняли либо строго промежуточное между обезьянами и людьми, либо совсем обособленное положение, но ближе всего к орангутанам! Конечно, это не означает особо близкого филогенетического родства, а говорит лишь о странном использовании кистей. Пястные кости со второй по пятую были приспособлены к подвешиванию на ветвях, как у орангутанов, тогда как первая пястная – то есть большой палец – была адаптирована к трудовой деятельности, как у человека. Такого сочетания наука ещё не видала! Оказывается, можно трудиться, сидя в кроне?!

Учитывая специализации к прямохождению в костях таза и ноги у седиб, эти существа не могли так же лихо скакать по ветвям, как это делают обычные обезьяны. Стало быть, приходилось полагаться на руки, что и объясняет сходство с орангутанами. Какие груши трясли седибы – мы не знаем, но, похоже, они много времени проводили на ветвях – скорее всего, для добычи еды, но не исключено, что и для спасения от хищников.

В итоге, необычность седиб подтвердилась в очередной раз. С новыми данными правильность исключения седиб из рода Homo становится ещё очевиднее. Специализированные гоминиды, живущие странной жизнью – поучение нам. Получается, и такая эволюция тоже возможна, как бы нам не свернуть не в ту сторону!


Источник:

  • Dunmore Ch.J., Skinner M.M., Bardo A., Berger L.R., Hublin J.-J., Pahr D.H., Rosas A., Stephens N.B. et Kivell T.L. The position of Australopithecus sediba within fossil hominin hand use diversity // Nature Ecology & Evolution, 2020, pp.1-8


Интересно

В средние века специ­альным декретом Венецианской республики запрещались араб­ские цифры и вменялись к употреблению цифры римские. Умевшим делить в столбик числа, записанные римскими циф­рами, даже присваивалась учёная степень - доктор деления. 

Бахтияров К.И., Принципы универсального языка, в Cб.: Противоположности и парадоксы (Методологический анализ) / Под ред. И.А. Герасимовой, М., «Канон +»; «Реабилитация», 2008 г., с. 228. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU