Парантроп Бойса задумчиво жевал осоку на берегу реки…
2 мая на сайте журнала PNAS опубликованы результаты исследования рациона восточноафриканских массивных австралопитеков - Paranthropus boisei.
С этой целью авторы статьи – Тур Серлинг (Thure Cerling) из Университета Юты и его коллеги - изучили содержание стабильных изотопов углерода в 24 зубах, принадлежавших 22 особям этого своеобразнейшего вида гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников..
Парантроп Бойса (Paranthropus boisei, он же Австралопитек Бойса, он же Зинджантроп) известен по многочисленных находкам в Восточной Африке; этот вид существовал с 2,5 по 1 млн. лет назад и выделялся среди других австралопитеков своим гипертрофированным жевательным аппаратом (превосходя в этом отношении даже южноафриканского Парантропа робустуса). Огромным жевательным зубам (премолярамПредкоренной или малый коренной зуб; у человека два премоляра находятся с обеих сторон за клыками, перед коренными зубами. и молярамКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи.) соответствовали впечатляющих размеров челюсти и костные гребни для крепления жевательной мускулатуры. Поэтому первый череп Парантропа Бойса (OH 5, который Мэри Лики нашла в Олдувае в 1959 году) даже прозвали Щелкунчиком ("Nutcracker Man").
В отличие от того, что писали в популярных СМИ, прозвище «Щелкунчик» вовсе не означает, что данный вид гоминид питался исключительно орехами. Очевидной для исследователей была специализация существ со столь внушительными челюстями к большому количеству растительной пищи, которую нужно постоянно жевать. Но что это была за пища? Полагали, что такие зубы нужны для перемалывания чего-то весьма жесткого…
Для изучения диеты ископаемых животных в последние годы широко используется изотопный анализ костей и зубов. Как известно, «ты – то, что ты ешь». В данном случае исследователей, повторим, интересовало содержание в зубах парантропов стабильных изотопов углерода.
Если не вдаваться в подробности, дело вот в чем. У растений существуют два разных типа фотосинтеза - т.н. С3- и C4-тип. С3- и С4-растения отличаются соотношением содержащихся в них изотопов углерода 12С и 13С. В частности, древесные растения и кустарники – для которых характерен C3-фотосинтез – накапливают больше изотопов углерода 12С, чем травянистые растения саванн (С4-фотосинтез). Эти изотопы в итоге аккумулируются в тканях – прежде всего, костях и зубах – тех животных, которые данные растения поедают (а также, кстати, тех хищников, которые затем "поели" этих животных). Поэтому, выяснив, каких изотопов содержится больше в некотором ископаемом зубе, можно сделать выводы о рационе обладателя этого зуба.
Авторы статьи выяснили, что от 61 до 91% изотопов углерода, содержащихся в зубах P. boisei, достались ему от трав. Получается, что в рационе восточноафриканских парантропов преобладали травянистые растения, а отнюдь не фрукты и не листва деревьев.
Ни у кого из прочих древних гоминид, которых удалось исследовать, процент "травянистых изотопов" не достигает столь высоких значений. Эта картина вообще говоря не характерна ни для современных, ни для ископаемых обезьян. Единственный примат, для которого получены сходные цифры - это ископаемая гигантская гелада Theropithecus oswaldi (представьте себе павиана весом в 100 кг).
Что же на самом деле ел Парантроп Бойса?
Травянистые растения – это не только собственно «трава», но и ее семена. Может быть, наши парантропы питались семенами? Ведь и мы сами регулярно употребляем семена в пищу, в самом разном виде (в том числе, пошутил Джон Хаукс в своем блоге, «в форме пива»).
А что Парантроп Бойса? Его огромные премоляры и моляры, покрытые толстым слоем эмали, выглядят будто специально созданными для пережевывания семян. Но – увы… Серлинг в своей статье подробно анализирует характер изнашивания поверхности коренных зубов P. boisei и других ранних гоминид. Не похоже, что Парантропы Бойса жевали что-то жесткое. Картина совсем другая, нежели у современных приматов, поедающих семена. Помимо того, что в паре случаев зубы парантропов были сломаны (например, коренной зуб на нижней челюсти KNM-ER 729), нет никаких оснований считать, что твердые части растений составляли основу их рациона.
Скорее, причина сильного изнашивания зубов у этих гоминид – постоянное пережевывание чего-то, что содержало некие «абразивные частицы» - фитолиты или обычные песчинки. Песок мог попадать в пищу вместе с корневищами; а фитолиты - маленькие, твердые кремниевые гранулы – содержатся в стеблях и листьях различных травянистых растений, например, осоки.
Интересно, что по характеру изнашивания жевательные зубы P. boisei сходны с зубами грацильных австралопитеков (например, A. afarensis, A. africanus и даже более раннего A. anamensis), для которых также характерны зубы с довольно толстой эмалью. Т.е., вероятно, «механические свойства» пищи этих гоминид были весьма сходными.
И еще.
Серлинг приводит данные и по содержащимся в исследованных образцах стабильным изотопам кислорода. Эта информация важна тем, что позволяет выяснить, из каких источников животное получало воду. Известно, что у животных, обитающих в засушливой местности, кости и зубы содержат относительно больше тяжелого изотопа кислорода 18O, чем у животных, которые зависят от питьевой воды озер и рек. Так вот, у Парантропа Бойса так же мало 18O, как у бегемота! То есть P.boisei явно держались вблизи водоемов. Это хорошо согласуется с тем, что находки P.boisei (и других восточноафриканских австралопитеков) часто приурочены к берегам озер.
Итак, перед нами травоядное существо, жившее на берегах озер и рек, лопавшее осоку в огромных количествах. Не сказать, что картина радикально изменилась – скорее, стала более отчетливой.
Кстати, аналогичное исследование Paranthropus robustus (парантропа из Южной Африки), проведенное несколько лет назад, показало, что трава составляла не более 30% его рациона. Вроде бы, тоже массивный австралопитек, а диета совсем другая! Стоит упомянуть, что некоторые исследователи считают эти два вида парантропов «парафилетической группой», т.е. полагают, что они не близкая родня, а произошли независимо друг от друга от разных предковых видов австралопитеков (см., например, комментарий здесь).
Остается добавить, что если Парантроп Бойса поедал огромное количество травы, то у него должны были развиться не только сверхмощные жевательные средства, но и соответствующая пищеварительная система…
Источник:
А недавно мы писали об исследованиях рациона неандертальцев...