English Deutsch
Новости
Новости антропологии
04.02.2022
Автор: С. Дробышевский

Многое из малого: древний позвонок из Израиля

Регулярно приходится слышать, что антропологи строят слишком большие выводы на слишком маленьких фактах. Каемся – бывает такое. А куда деваться! Никто бы не отказался, если бы научный путь был бы выстлан целыми скелетами, обрамлён отпечатками рук, ног, тел и бород, а сверху густо припудрен белоснежной ДНКой идеальной сохранности! Эх, мечты, мечты...

В реальности же, дело обычно приходится иметь с жалкими огрызками. Один из них и стал хлипким фундаментом новых грандиозных построений, опубликованных международно-израильской группой учёных.

Важнейший момент нашей эволюции – выход из Африки. А важнейший пункт этого момента – Ближний Восток. А на Ближнем Востоке лучше всего изучен Израиль. А самой древней стоянкой в Израиле является Тель-Убейдиа с возрастом около 1,3-1,4 миллиона лет. Тут, в окружении бахчи с арбузами и прочих виноградников, обнаружены весьма многочисленные кости зверей и примитивные орудия. Что приятнее антропологу, найдены были и останки людей – четыре обломка свода черепа и три зуба. Правда, запчасти эти крайне фрагментарны и малоинформативны, но лучше, чем ничего. Нынче же при пересмотре коллекции фауны был изыскан ещё один кусочек предка – тело поясничного позвонка UB 10749. От внимания антропологов в прошлом позвонок ускользнул, так как принадлежал ребёнку в возрасте 6-12 лет. Дуги не сохранились, а тело, как и положено в этом возрасте, не имеет никаких внятных морфологических признаков. Но могуча наука!

Соотношение верхней длины и задней высоты убейдийского позвонка очень велико (то есть, позвонок длинный и низкий), даже больше, чем в среднем у современных людей (взрослых и детей) и неандертальцев, при том, что у австралопитеков и шимпанзе пропорция обратная, очень низкая. Стало быть, убейдиец принадлежал к роду Homo. Показательно, что "мальчик из Турканы" (он же Нариокотоме III, он же KNM-WT 15000) не отличается от убейдийца; это важно, так как у этих находок почти одинаковая датировка, но турканец жил в Кении. Размеры новонайденной косточки довольно велики для детского возраста, так что рост мог быть около 155 см, а вес – 45-50 кг. На этом морфология заканчивается, зато...

Зато тут начинается самое интересное – интерпретации! Тут уж авторы развернулись по полной! Они вспомнили, что в то чудесное время – полтора миллиона лет назад – люди бывали разные. Якобы ещё в Африке они хорошо делятся на мелких Homo habilis с примитивными пропорциями конечностей, массивным черепом и маленькими мозгами, а также крупных H. erectus с человеческими пропорциями и большими мозгами (на этом месте про массивность черепа авторы скромно умалчивают, ведь у эректусов череп несравнимо массивнее, нежели у хабилисов, но тогда пафос прогресса собъётся). Убейдийский ребёнок велик и тяжёл, так что отнесён ко второй группе, а первая вне Африки вроде как представлена мелкими – полутораметровыми во взрослом виде – дманисцами, почти на полмиллиона лет более древними, но и куда более северными, грузинскими. Припомнили авторы и то, что выходцы из Африки могли жить в разных экологических обстановках: дманисцы – в открытой аридной степи, а убейдийцы – во влажных лесах. Тут уж никак нельзя было пройти и мимо культур: примитивная галечная олдованская в Дманиси и продвинутая ашельская в Убейдие. Вроде как вот они – как минимум две миграции из Африки двух разных вариантов: мелкого степного с примитивными орудиями и крупного лесного с продвинутыми. Лепота и торжество дедукции!

Но!..

Не хочется, конечно, быть злым критиканом, однако душа просит слова!

Во-первых, чёткость деления африканских гоминид на две группы весьма сомнительна. Конечно, в Африке и вне её действительно найдены сильно отличающиеся по размерам кости, однако они большей частью ещё и разновремённы. Полмиллиона лет – весьма

достаточный срок, чтобы подрасти на десяток сантиметров. Акселерация в Европе сделала то же за сотню лет! Да и сейчас не проблема найти живущих по соседству людей сильно разного роста – как индивидуально, так и популяционно.

Во-вторых, галечные и ашельские культуры тоже не так уж синхронны; вторая вытекает из первой. При этом ашельскость культуры в Убейдие тоже неоднозначна: в нижних слоях тут залегает типичная галечная культура без бифасов, а в верхних орудия ашеля появляются, но в крайне примитивном виде, смотреть на них страшно! И хронологическая разница между Дманиси и Убейдией как раз приходится на возникновение ашеля, ведь он появляется в Африке 1,7-1,75 миллиона лет назад. Да и культура никак не связана с биологией. Галечные орудия тасманийцы делали ещё в середине XIX века, будучи вполне себе сапиенсами.

В-третьих, экологические различия между Дманиси и Убейдией на письме выглядят мощно, но столь ли они реальны? При ближайшем рассмотрении выясняется, что и там, и там реконструируются весьма мозаичные ландшафты с включением как степей, так и островков леса, а разница во влажности вообще весьма спорна. Состав фауны в обоих местонахождениях удивительно схож. Да и вообще, люди в принципе знамениты своей способностью жить в любых условиях и быстро приспосабливаться к новым. Даже если климат и ландшафт правда отличались, это ничего не говорит о разнице людей.

Так достаточно ли нового позвонка, чтобы строить столь грандиозные выводы о разных группах людей с разными адаптациями и культурами? Без этакого замаха статью о жалком позвонке не приняли бы в рейтинговый журнал, а рейтинги в наше конкурентное время бывают важны. Пожелаем же авторам найти на убейдийском баштане целый череп питекантропа, чтобы он рассказал всю правду о расселении наших предков по миру!


Источник: 

  • Barash A., Belmaker M., Bastir M., Soudack M., O'Brien H.D., Woodward H., Prendergast A., Barzilai O. et Been E. The earliest Pleistocene record of a large‑bodied hominin from the Levant supports two out‑of‑Africa dispersal events // Scientific Reports, 2022, V.12, №1721, pp.1-9.


Интересно

«Разочарование в разуме - это, собственно, страх перед разумом, кото­рый рано или поздно столкнёт нас с действительностью. Разум нас под­водит, потому что заставляет испробовать боль разочарования, пред­вещая наши неудачи или честно и неумолимо их констатируя. Вот по­чему мы стремимся уклониться от него, как от чего-то неприятного, и пытаемся действовать, как говорится, за его спиной. Мы ведём себя по­добно должнику, уклоняющемуся от своих обязательств и надеющемуся, что всё сойдёт ему с рук, пока его не заставят раскрыть счёта. Отказ от разума есть не что иное, как бегство и уклонение от реально­сти. Это характерная черта упадочных эпох, когда люди утрачивают отвагу жить».

Карел Чапек, Разочаровал ли нас разум? / Письма из будущего. Неизвестный Чапек, СПб, «Глобус», 2005 г., с. 464. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU