Новости антропологии
02.02.2023
Автор: А. Соколов

Великое рыжее вымирание?

«Рыжеволосые вскоре могут стать жертвами изменения климата, подобно белым медведям». Так тревожно была озаглавлена статья в одном британском издании, вышедшая несколько лет назад. Вообще, такие сообщения неоднократно появлялись в СМИ. «Рыжеволосых становится всё меньше и меньше. Они полностью исчезнут через несколько сотен лет… К 2100… Нет, к 2060 году!»

Поголовье рыжих неандертальцев среди реконструкций весьма велико

В 2014 году Алистер Моффат, руководитель ныне уже не существующей компании ScotlandsDNA, занимающейся генетическим тестированием, в очередной раз сделал подобное заявление. Моффат пояснил, что рыжие волосы в Шотландии, Ирландии и на севере Англии (где их особенно много) — это адаптация к малосолнечному климату. Но поскольку климат меняется, число рыжеволосых будет неуклонно снижаться, пока они совсем не исчезнут.

Видимо, сейчас тема всплыла вновь, потому что в National Geographic появилась большая разъяснительная статья, успокаивающая читателей: несмотря на то, что рыжие волосы – относительно редкий признак, никуда они не денутся.

Рыжий ген

Рыжеволосые люди давно привлекают внимание не только журналистов, пишущих про знаменитостей, но и учёных. Более того, именно с рыжими волосами был связан один из первых прорывов в исследованиях генетики пигментации. Речь идет о гене меланокортинового рецептора 1-го типа (MC1R).  Исследователи установили, что этот белок влияет на окраску меха у млекопитающих.

А в 1995 году группа генетиков во главе с Яном Джексоном (Великобритания) взяла образцы этого гена у 30 рыжеволосых британцев и ирландцев. Большинство «подопытных» оказались носителями мутантных— отличных от эталонного — вариантов MC1R. Интересен и другой результат: практически у всех темноволосых носителей мутантного варианта MC1R была очень светлая кожа, а кроме того, они плохо загорали. Очевидно, ген влияет не только на волосы, но и на кожу, отмечали авторы исследования. Обнаружилась и связь гена с появлением веснушек, а также — увы — с риском развития рака кожи.

Дальнейшие исследования показали, что чистый рыжий тип возникал в случае, когда ребенок был гомозиготен по MC1R, т.е. мутация доставалась ребенку от обоих родителей. Однако для получения рыжеватого оттенка иногда было достаточно и одного мутантного экземпляра гена.

Рыжие неандертальцы, мумии, орангутаны…

Исследований гена MC1R огромное количество, отмечу, пожалуй, наиболее резонансное. В 2007 году удалось прочитать часть ДНК двух неандертальцев, из испанской пещеры Эль-Сидрон и из итальянской Монти Лессини. В руки генетикам в том числе попал ген MC1R. Неандертальский вариант содержал мутацию, не встречающуюся у современных людей, которая, согласно выводам ученых, должна была приводить к рыжим волосам и бледной коже, если неандерталец был гомозиготен по этому варианту.  Исследователи осторожно заключили, что не менее 1% неандертальцев могли быть бледнокожими и рыжеволосыми. Но с тех пор неандертальцев поголовно стали изображать рыжими. И продолжают, даже когда выяснилось, что у других неандертальцев вариант MC1R вовсе не «рыжеволосый».

Часто пишут про рыжие волосы египетских и прочих мумий, но на самом деле в большинстве случаев это результат разрушения тёмного пигмента – эумеланина. Более устойчивый феомеланин придаёт волосам красноватый цвет.

А еще надо добавить, что рыжими бывают далеко не только люди, но и лисы, кошки, куры, красные панды, золотые рыбки, белки, иволги, обезьянки тамарины, тигры, лягушки и бабочки-монархи.  Исследование показало, что у орангутана шерсть рыжеватая по той же причине, что и у нас – в ней преобладает феомеланин. Однако орангутаний ген MC1R полностью функционален, так что эти удивительные обезьяны порыжели каким-то другим, особым образом.

Всё ради витамина D

Почему же появились рыжие? Популярная гипотеза гласит, что главное тут не цвет волос, а бледная кожа, которой часто обладают рыжеволосые. В высоких широтах, куда когда-то мигрировали люди, уровень ультрафиолетового излучения, достигающего Земли, существенно ниже, чем вблизи к экватору. Ультрафиолет же необходим, чтобы в коже происходил синтез превитамина D3, его нехватка приводит к рахиту и другим проблемам со скелетом, особенно когда витамина D мало в пище. Полагают, что женщины с рахитичным узким тазом испытывали трудности при родах. Тёмный пигмент в коже – эумеланин – поглощает и рассеивает ультрафиолет. Светлая кожа пропускает больше солнечного излучения, а значит, больше вероятность передать свои гены потомкам.  Вот поэтому «светлокожий» вариант MC1R, как и других генов пигментации, когда-то распространился у европейцев. Цвет волос тут – просто приятный бонус.

В прошлом году Ян Джексон с коллегами снова взялись за MC1R на новом техническом уровне. Они исследовали ДНК из огромной базы данных - Британского биобанка, который содержит информацию о геномах, здоровье и биологических особенностях сотен тысяч жителей Соединенного Королевства. В исследовании была проанализирована информация о 340 тысячах светлокожих британцев. Кстати, оказалось, что среди них обладателей черных волос примерно столько же, что и рыжеволосых – примерно 21 тысяча.

Исследователи обнаружили несколько ранее неизвестных генетических вариантов, которые связаны с рыжими волосами и пигментацией кожи.

А кроме этого, ученые посмотрели, как рыжеволосость распределена на территории Великобритании, и выяснили, что рыжих больше на севере и западе страны. Лидируют же по числу обладателей огненных шевелюр Шотландия (до 12% жителей) и Ирландия (10%). Вероятно, изоляция на островах, пусть не абсолютная, способствовала распространению этих редких вариантов.

Огненные волосы останутся с нами

Но на смену изоляции пришла глобализация, а изменения климата приводят к тому, что «туманный Альбион» становится более солнечным местом –  и поэтому рыжие теперь вымирающий вид, а скоро «рецессивный ген рыжих» исчезнет навсегда… Так писала жёлтоватая пресса.  Что же на самом деле говорит наука? Даже если представить, что единственный «рецессивный ген рыжих» существует, нет никаких генетических правил, предписывающих рецессивным или любым иным признакам исчезать. Как вы помните из школьного курса, рецессивный вариант гена не проявляет себя, если представлен в геноме только одной копией, но при этом вполне может передаваться по наследству из поколения в поколение. Именно поэтому у двух кареглазых родителей может родиться ребенок с голубыми глазами, а у темноволосых мамы и папы — «рыжее чудо»: два рецессивных варианта сошлись вместе.

Исчезнет генетический вариант, только если станет очень вредным, например, связанным со смертельным недугом либо с бесплодием, — в таком случае против признака будет работать естественный отбор. В случае рыжих таким заболеванием могли бы быть разные формы рака кожи. Одно из исследований показало, что у носителей «рыжих» вариантов гена MC1R  частота развития меланомы, одной из самых агрессивных форм рака, на 42% выше, чем у остальных людей. Мы знаем, что распространенность злокачественных опухолей – серьезная проблема в Австралии, где живёт много бледнокожих потомков мигрантов с севера Европы. Однако меланома и различные формы рака кожи – болезнь зрелых людей, как правило, уже оставивших потомство, так что эта проблема не угрожает репродуктивной способности. Кроме того, достижения медицины и грамотная профилактика постепенно уменьшают онкологические риски. Вот почему рыжие вряд ли исчезнут из генофонда.

Надо сказать, что рыжие волосы встречаются далеко не только у выходцев из Европы. Удивительно, но рыжеволосые есть и среди темнокожих людей, например, в Марокко и на Ямайке.

Просто пиар, ничего личного

Почему же “новость” о том, что рыжие вымирают, всплывает снова и снова? Ян Джексон полагает, что это - всего лишь попытки создать информационный повод в коммерческих целях. В 2014 году шумиху старались раздуть представители компании, занимающейся генетическим тестированием. В 2005 подобные слухи распускал «Оксфордский фонд волос», финансируемый компанией по производству красок для волос и косметики.

Остаётся добавить, что вымирание пророчили не только рыжим. Нас уже давно пугают грядущим исчезновением блондинок! Небольшое расследование показало, что идея о вымирании светловолосых витает в воздухе уже лет 150, а воз и ныне там…

Любопытная особенность обезьян Старого Света: все они, включая крупных, боятся змей.

Источник: Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 141.