Мир антропологии

Проблема происхождения первобытного искусства и психофизиология

Яков Абрамович Шер (профессор, д. и. н., почетный работник высшей школы):

17.03.2013, Москва, Государственный Дарвиновский музей. 9-е заседание Клуба "АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ"

1. Советская, постсоветская и отчасти зарубежная археология и этнография в изучении первобытной культуры обычно уделяют больше внимания социальным факторам. Не отрицая роли этих факторов, в происхождении и эволюции искусства, в данной работе предпринята попытка акцентировать внимание на психофизиологической природе этого уникального феномена.

2. Исследование данной проблемы тормозилось тем, что вместо вопроса "как возникло искусство?" ставился вопрос "что ему предшествовало?" Поскольку ничего подобного в памятниках предшествующих эпох не находилось, возникла метафора "дитя без матери". Предлагаемая гипотеза ставит вопрос "как возникло искусство?".

В 1860 году жители французского города Ориньяк нашли в местной пещере 17 человеческих скелетов. О страшном открытии доложили властям. Было решено захоронить останки на приходском кладбище.

Вскоре о происшествии узнал археолог Эдуард Ларте. Ознакомившись с местом находки и увидев там каменные орудия и кости вымерших зверей, он понял, что на кладбище закопали скелеты первобытных людей! Ему пришлось доказывать это властям департамента.