English Deutsch
Новости
Словарь антрополога

Биогенетический закон

(от греч. bios жизнь и genesis происхождение) - 1) в биологии соотношение, установленное в работах Ф. Мюллера, Э. Геккеля и К. Бэра (приоритет авторства открытия не вполне ясен), между индивидуальным развитием организма и историческим развитием, согласно которому онтогенез является кратким повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции группы, к которой эта особь относится. В нашем учебнике речь идет именно об этом законе.

2) независимо идея возникла в психологии, как параллелизм между развитием психики ребенка и развитием человеческого рода (работы И. Гербарта, Т. Циллера и др.). Теория рекапитуляции Г. Холла и его последователей использовала прямую аналогию с законом Э. Геккеля и рассматривала развитие ребенка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития; важнейшие стадии автоматически воспроизводятся в строго закономерной последовательности. Теория Э. Торндайка объясняла наличие аналогии между развитием индивида и рода действием одинаковых движущих сил - случайных вариаций и целесообразного отбора. Воспроизведение полезных свойств происходит в онтогенезе в последовательности, регулируемой требованиями приспособления к среде. Теория Э. Клапареда, К. Коффки, П. Блонского (теория соответствия) объясняла параллелизм онто- и филогенеза общей логикой процесса развития - от примитивных и обобщенных форм к сложным и дифференцированным. Эволюционный подход к развитию ребенка привел к накоплению большого фактического материала по этой проблеме (атавизмы, эволюционные и культурно-исторические параллели). Однако попытки строго научными методами обосновать справедливость закона в психологии не дают убедительных доказательств в его пользу.

Учёные против мифов - 12. Москва, МИСиС, 29.02 - 01.03

Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU