Существует много необычных методов добычи окаменелостей. Самый оригинальный придумал в 1886 году американский "охотник за динозаврами" Джон Белл Хэтчер, помощник известного палеонтолога Чарльза Марша. Он заметил, что в муравейниках Небраски и Дакоты в изобилии встречаются зубы мезозойских млекопитающих, имеющие такие же размеры, что и камешки, которые муравьи используют для постройки своих домов.
Что в нас обезьяньего? Поведение
Поведение человека может показаться резко отличным от поведения обезьян, но лишь до того момента, как мы начинаем подробно изучать его у приматов или обращать внимание на обезьяньи черты собственного поведения.
Корректно проведённые сравнительные исследования показывают, что у человека и высших человекообразных обезьян принципиально сходны формы заботы о детях-детёнышах, формы обучения трудовым операциям, половое поведение, виды приветствия (включая рукопожатие и похлопывание по плечу), способы выражения эмоций – страха, агрессии, недовольства, расположения, удовольствия, скуки, радости, озабоченности и прочих. Шимпанзе могут кооперироваться для охоты, изготовляют и используют орудия труда, обладают чувством юмора (хотя и довольно топорным по человеческой мерке), имеют представление о прошлом, настоящем и будущем, проявляют прогностические способности, обладают отличной памятью, легко обучаемы. В условиях неволи орангутаны, гориллы и шимпанзе могут выучивать множество слов. Хотя строение гортани не позволяет им произносить слова членораздельно, ставились многочисленные эксперименты по обучению обезьян речи с помощью демонстрации геометрических фигур, компьютерной клавиатуры и языка жестов.
Примечательно, что обученные одним из этих способов речи самки учили ей своих детёнышей, хотя последние уже не передавали этот навык своим потомкам, очевидно, потому, что обезьянам для общения между собой вполне хватает иных средств. Самые талантливые обезьяны выучивали до трёх тысяч слов и могли выражать разнообразные понятия на уровне двух-трёх, а по мнению некоторых учёных – даже пяти-шестилетних детей. Отличие поведения обезьян от человека заключается в меньшей усидчивости обезьян, меньшей способности к сосредоточению и концентрации внимания, что опять же типично для человеческого ребёнка до семи лет. Обезьяны не столь занудны, они не учатся долго и целенаправленно, а больше – наблюдая между делом за поведением других обезьян и людей. В частности, у шимпанзе нет указующего жеста и они не понимают его, хотя для людей он универсален и его адекватно воспринимают даже совсем маленькие дети.