Достающее
звено

Куда исчезли неандертальцы?

Фрагмент из книги:
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ".
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Были ли они нашими предками? Сейчас нет однозначного ответа на вопрос о судьбе неандертальцев, на этот вопрос учёные отвечают по-разному. Существует три основные версии.

Первая: Неандертальцы как прямые предки современного вида Homo sapiens, одна стадия перешла в другую: такое мнение возникло ещё тогда, когда были известны лишь европейские находки. Сейчас такой сценарий кажется почти невероятным и практически никем не рассматривается как реальный. Во-первых, установлен факт существования ранних людей, больше похожих на Homo sapiens, в Африке, во-вторых, последние европейские неандертальцы на протяжении как минимум 5 тысяч лет сосуществовали с кроманьонцами – первыми европейскими Homo sapiens, в-третьих, слишком велики различия в строении и культуре неандертальцев и кроманьонцев.

Вторая: Неандертальцы могли ограниченно метисироваться с Homo sapiens. До недавнего времени такая версия считалась маловероятной. Генетики утверждали, что неандертальцы не оставили существенного генетического вклада в современное многообразие;  исследование генотипа неандертальцев показало, что их отличия от Homo sapiens были весьма существенными. Однако в 2010 году, в ходе исследования почти полного ядерного генома неандертальцев, было показано, что неафриканские популяции современных людей имеют от 1 до 4% неандертальских генов. Добавим, что некоторые находки периода сосуществования неандертальцев и кроманьонцев выглядят как метисы, такие индивиды известны как из Европы (Сен-Сезер 1, Ла-Кина 5), так и с Ближнего Востока (Амуд 1, Схул 4 и 5). Можно также вспомнить о чертах мустье в раннем верхнем палеолите Европы и чертах верхнего палеолита на некоторых мустьерских стоянках. С культурой шательперрон связаны остатки как поздних неандертальцев, так и ранних кроманьонцев. Вероятно, именно такое смешение генов и культур помогло первым неоантропам быстро приспособиться к совершенно новым для них природным условиям. И не с тех ли пор у европейцев относительно широкая кисть, широкая стопа, массивный сравнительно с населением других материков череп и скелет? Всё это – потенциально неандерталоидные признаки.

Третья: Возможно, неандертальцы были истреблены кроманьонцами или вымерли, не оставив никакого потомства? Этой точки зрения еще недавно придерживалась, наверное, большая часть современных антропологов.  Впрочем, неандертальцы были лучше приспособлены к условиям ледникового периода, особенно учитывая тропическое происхождение кроманьонцев. Неандертальцы много тысяч лет жили в Европе и Западной Азии и были как нельзя лучше адаптированы к местной окружающей среде. Да и физически они были намного сильнее кроманьонцев. Некоторые учёные считают, что в борьбе за территории кроманьонцам помог более высокий уровень технического оснащения и социальной организации.

Дальше: Палеоантропы за пределами Европы