English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Специально для портала Antropogenez.RU

Авторский проект Станислава Дробышевского

Северная Афика – совершенно особая область "чёрного континента". Во-первых, она приятно отличается от более южных регионов изобилием и хорошей изученностью антропологического материала. Засушливый климат позволил сохраниться множеству скелетов и даже мумий, а обилие исторических памятников всегда вызывало повышенный интерес трудолюбивых археологов, которые вместе с храмами и гробницами неизбежно откапывали и человеческие останки. Во-вторых, Северная Африка отделена от "прочих Африк" огромной Сахарой. Хотя пустыня никогда не была непроходимой и даже не всегда была пустыней, её изолирующее влияние всегда было столь велико, что антропологически население Северной Африки всегда было ближе к Европе и Азии, нежели к тропикам "своего" материка.
Население Египта уже в прединастическое время (5-3,3 тыс.л.н.), весьма вероятно, не слишком отличалось от современного. Впрочем, переходный характер восточноафриканской расы даёт возможность выделения в ней каких угодно "типов", так что с точки зрения типологическй концепции население представляло собой смесь разных вариантов. К такому заключению пришли многие антропологи конца XIX – начала XX века. По некоторым расчётам, 30-35% составляли "негроиды", 30% "средиземноморцы", а остальные – "кроманьоиды" и метисы (обзор исторических взглядов см.: Vercoutter, 1974).
Восточноафриканская раса долгое время не находила своего места в расовых классификациях. Регулярно её описывали как "кавказоидную" или "хамитскую" (обзор см.: Rightmire, 1974). Для европейцев, далёких от антропологии, её представители вполне сходят за негров. Однако, своеобразие восточноафриканских популяций всегда отмечалось путешественниками, чётко отличавшими их от негритянских групп. Популяции восточноафриканской расы занимают Африканский Рог – Эфиопию, Сомали, Джибути, Эритрею, часть Судана и Египта на севере, Кении и Танзании – на юге. Поэтому часто её называют эфиопской расой. Современные представители отличаются более-менее европеоидными чертами лица при очень тёмной пигментации и обычно курчавых волосах.
К великому сожалению, на территории собственно Африканского Рога, такой богатой на находки древнейших периодов антропогенеза, практически не обнаружено черепов верхнепалеолитического и голоценового времён. Бедным исключением является местонахождение Бур Хакаба, в котором были найдены фрагменты двух скелетов, к тому же так и не описанные. Гораздо полнее представлены древние северные варианты восточноафриканской расы, жившие в Северном Судане и Египте; они рассмотрены в отдельной главе. Достаточно многочисленные находки сделаны в Кении и именно по ним приходится реконструировать историю восточноафриканской расы. Самым полным образом эти находки описаны в монументальном труде Л. Лики (Leakey, 1935), удивительно, но с тех пор новых находок почти не воспоследовало.
Становление южноафриканской или бушменской расы обсуждалось, наверное, больше, чем возникновение какой-либо другой африканской антропологической группы. Много рассуждалось о необычайной древности бушменов, о их былом распространении на север едва ли не до Средиземного моря, даже о их переселениях на Мадагаскар.
Прежде чем рассматривать ископаемые находки, полезно задаться вопросом: какие признаки отличают черепа южноафриканской расы? В подавляющем большинстве случаев для отнесения черепа к "бушманоидам" исследователям хватало двух "педоморфных" признаков – плавной округлой выпуклой формы свода и относительно малых размеров лица (удивительно, кстати, как "педоморфность" – иначе говоря "детскость" – сочетается в хитроумных построениях многих расоведов с якобы необычайной "древностью" "койсанов"). Однако, мнение о необычайной грацильности черепов южноафриканской расы весьма спорно. Пересмотр коллекций показал, что оно основано на избирательном и типологическом описании отдельных черепов из обширных коллекций (Morris, 1986). Из наличного материала выбирались самые "педоморфные" черепа, поскольку считалось, что это "образцы бушменского типа", а после делался вывод, что черепа бушменов "педоморфны" – не лучший образец научной методики.
В Южной Африке обнаружено очень много ранне- и среднеголоценовых черепов, которые приписывались предкам бушменов и готтентотов. Чаще прочих, как ни странно, упоминается череп из Боскопа. Странно, потому что фрагмент черепной крышки без лицевого отдела и точной датировки послужил основой для выделения особого "боскопского типа", якобы сходного с бушменским, но более крупного, по другим построениям – приближенного к готтентотам. Строго говоря, по находке из Боскопа судить о его расовой принадлежности нельзя.
На картах обозначены области,  занимаемые негрской, южноафриканской (бушменской), центральноафриканской (пигмейской) и восточноафриканской (эфиопской) расами.
Спектр взглядов разных ученых на принципы классификации ископаемых организмов вообще и гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. в частности крайне широк. Столь же разнообразны и существующие таксономические схемы. Огромное количество вновь появляющегося материала вызывает необходимость корректировки и дополнения существующих представлений.
В настоящее время сложность изучения ископаемых предшественников человека заключается зачастую скорее в количестве и разнообразии имеющихся данных, нежели в их недостатке. Однако, существующие ныне методы обработки информации позволяют свести материалы по морфологии гоминоидов в единую систему, построить стройную таксономическую и филогенетическую схему, учитывающую как хронологическую, так и географическую и даже популяционную изменчивость.
В настоящее время создано очень большое количество таксономических схем, отражающих филогенетические взаимоотношения ископаемых гоминоидов (табл. 1). Схемы эти усложнялись с новыми находками. Также, чередовались этапы их усложнения и упрощения.
Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU