1 октября проекту АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - 11 лет. В этом интервью Александр Соколов рассказал о том, что когда-то не планировал ввязываться в просветительский проект на всю жизнь... Но ввязался. А также о сбывшихся и несбывшихся планах, о будущем Музее эволюции человека, о спасении антропоидника и о том, чего больше не делает никто в мире. Подробности

Книжная премьера

Александр Соколов

Странная обезьяна. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета

Альпина Нон-фикшн, 2020, 526 стр.

Когда и почему наши предки потеряли свою шерсть? И действительно ли потеряли? Почему мы не голые и не водные, а, скорее, потеющие обезьяны? Сколько сумасбродных гипотез было предложено, чтобы объяснить нашу безволосость, и почему вопрос остался открытым? Что про эволюцию человека могут рассказать вши и блохи? Как изменился цвет кожи в процессе эволюции: наши предки посветлели или потемнели? А может, сначала потемнели, а потом посветлели? К чему была вся эта чехарда и при чем тут неандертальцы? Зачем голубые глаза лемурам, а лысина — макакам? И правда ли, что борода не привлекает женщин, зато устрашает мужчин? Об этом и многом другом рассказывает в своей книге редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов, еще раз доказывая, что наука — это потрясающе интересно и порой парадоксально. Подробней

Станислав Дробышевский

Достающее звено. Книга 1. Обезьяны и все-все-все

Corpus, 2017, 688 стр.

Кто был непосредственным предком человека? Как выглядит цепь,  на конце которой находится Homo sapiens, и все ли ее звенья на месте? Почему некоторые ископаемые находки оказываются не тем, чем кажутся поначалу?  И почему разумными стали именно гоминиды, а не другие млекопитающие?  Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского "Достающее звено" проливает свет на многие тайны прошлого.

Первая книга —"Обезьяны и все-все-все" — посвящена тем, кто внес вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг. Подробней

Новые публикации

Станислав Владимирович Дробышевский

Новая реконструкция афропитека

Afropithecus turkanensis – крайне любопытный и при этом незаслуженно малоизвестный ископаемый примат. Парадокс: афропитек известен по достаточно целым останкам – черепу, нижним челюстям и костям скелета от нескольких индивидов, но при этом никто и никогда почему-то не выполнял его реконструкций.

Александр Борисович Соколов

Блондинки не пропадут!

Меланин, придающий цвет волосам, производится пигментными клетками, находящимися в волосяном фолликуле. Отсюда меланосомы перемещаются в кератиновые волокна, формирующие стержень волоса по мере его роста. Много эумеланина — получаются коричневые или черные волосы. Мало эумеланина — и вот вам блондин. Преобладание феомеланина даст рыжий цвет. С возрастом синтез меланина начинает сбоить, и человек седеет.

29.09.2021

Хвост у предков человека исчез очень быстро

Поговорим о потерях, которые наши предки понесли в тяжёлых эволюционных боях. Одна из таких невосполнимых утрат — хвост. Многие приматы могут похвастаться шикарным хвостом. У паукообразных обезьян из Нового Света хвост — это фактически пятая конечность, он и за ветку прекрасно цепляется, и даже удерживать предметы позволяет. Человекообразные обезьяны тут стыдливо потупились — похвастаться, прямо скажем, нечем. Вероятно, около 25 млн лет назад у общего предка современных гоминоидов хвост пропал, оставив после себя только жалкий копчик из 3—4 сросшихся позвонков.

21.09.2021

На высоте 4000 метров найден автограф детей денисовцев

Как вы себе представляете древнейшее изобразительное искусство? Быки или мамонты на стене пещеры? Каракули в стиле «палка-палка-огуречик»? Нет! Самая древняя живопись — это отпечатки ладошек. Точнее, не отпечатки, а трафареты — когда красителем покрывается пространство вокруг прижатой к стене руки. Самые ранние «шедевры» такого рода найдены на Сулавеси и в испанской пещере Эль-Кастильо. Возраст в обоих случаях — около 40 тыс. лет. Но теперь этим памятникам предстоит померкнуть перед находкой гораздо более древней, сделанной на Тибетском плато.

26.06.2021

Новый вид людей или новое лицо денисовцев?

Открывать новые виды приятно. Это престижно и круто, это слава навека. В XIX веке виды людей открывали трудно и героически. Эжен Дюбуа для этого отправился врачом колониальной армии на край света в Индонезию. Вейденрейх лепил слепки синантропов, торопясь перед японской оккупацией. Луис Лики со своей большой семьёй десятилетиями мотался по Африке. А можно просто получить красивый череп, случайно найденный местным крестьянином в 1933 году, и описать новый вид.

01.04.2021

Чёрт из коробочки, или новый примат из Аргентины

Открытия бывают разными. Иногда они приходят из игр разума, иногда получаются в результате экспериментов, в палеоантропологии обычно из раскопок, а порой бывает, что уникальные образцы годами дожидаются своего исследователя в темноте хранилищ. Так случилось и со свежеописанным приматом из Аргентины. Его кости были найдены ещё в XIX веке известнейшим палеонтологом Флорентино Амегино, но по неизвестной причине так не были описаны тогда и многие годы покоились в музейных закромах.

02.03.2021

Приматы зари: самые первые пургаториусы

Существует универсальный принцип для прояснения любого вопроса: надо идти к истокам. Так и с нашим происхождением – все самые главные наши качества были заложены у самых первых предков. А среди приматов первыми были пургаториусы. Нынче известно уже несколько их видов, и вот подъехал ещё один!

Словарь

Абдуктор

(от лат. abducere отводить) - в анатомии отводящая мышца (соответственно абдукция - отведение конечности кнаружи относительно средней линии тела). Противоположные термины - аддуктор и аддукция - то есть приводящая мышца и приведение конечности.

Homo ergaster
Australopithecus sediba
Австралопитек седиба
2.0 млн.л.н.
- 1.8 млн.л.н.

По-видимому, типы и породы собак создавались в связи с их хозяйственным назначением, с той собачьей «профессией», необходимость в которой возникала.

Самым древним было использование собак на мясо. Собак употребляли в пищу многие первобытные племена. Лакомым блюдом считались жареные собачки и в век бронзы, например, в государстве Карфаген. Известна и сохранившаяся до наших дней мясная китайская порода собак «чау-чау».

Г.К. Отрыганьев. Как приручили животных. М., Колос, 1972 г., с. 19.

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше