English Deutsch
Новости
Мир антропологии

«Я свою жизнь делю на две части: до Антропогенеза и после». Александр Соколов про 10 лет АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

1 октября у проекта АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - юбилей. В этом интервью Александр Соколов рассказал о том, что когда-то не планировал ввязываться в просветительский проект на всю жизнь... Но ввязался. А также о сбывшихся и несбывшихся планах, о будущем Музее эволюции человека, о спасении антропоидника и о том, чего больше не делает никто в мире.

А. Соколов и С. Дробышевский на выставке "Загадочный неандерталец" в Дарвиновском музее, Москва, 2011 год.
А. Соколов и С. Дробышевский на выставке "Загадочный неандерталец" в Дарвиновском музее, Москва, 2011 год.
Иллюстрация Олега Добровольского
Иллюстрация Олега Добровольского

Портал АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ почти вступил в подростковый возраст  Скажите, за это время ваш проект остался таким, каким «родился», или сильно эволюционировал?

Конечно, преемственность с Антропогенезом образца 2010 года есть. Сам сайт, кстати, визуально почти не изменился, хотя не факт, что это достоинство. Мы всё хотим его обновить и даже давно ведётся работа, надеемся ее наконец завершить. Конечно, проект разросся невероятно. Антропогенез 10 лет назад это был просто сайт, сделанный мной и Станиславом Дробышевским. К сайту через некоторое время добавились встречи с учеными в Дарвиновском музее (Клуб Антропогенез.ру).

А сейчас проект включает, помимо сайта:

- форумы «Ученые против мифов» (31 октября будет 14-й по счёту)

- несколько выставок совместно с Биологическим музеем, руководитель Надежда Пантюлина (сейчас работает постоянная экспозиция в Биологическом музее, а передвижная выставка «17 черепов и зуб» ездит по России, уже побывала в 17 городах, включая Южно-Сахалинск)

- канал на Ютюб с 300 тыс. подписчиков, + у коллег из «Лаборатории научных видео» свой большой канал, + стартовал канал на английском языке + сейчас будет ещё один канал «Научная станция».

- Сообщества в соцсетях (в ВК 120 тыс. подписчиков)

- эксперименты по реконструкции древних технологий (сейчас идет непрерывная трансляция эксперимента по изготовлению диоритовой вазы Ольгой Вдовиной в Кемерово)

- мультфильмы для взрослых и детей (почти готова 2-я серия детского сериала, над которым работает Сергей Кривоплясов)

- лекторий «Научная станция» в Санкт-Петербурге

- премия «Почётный академик ВРАЛ» за лженауку будет вручаться в этом году в 5-й раз

- я ничего не забыл?)

Я написал 3 книги, а Станислав Дробышевский – по-моему, гораздо больше).

Добавлю, что теперь в проекте АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ кроме нас со Станиславом участвует несколько наших единомышленников. Это, прежде всего, мой брат и продюсер УПМ Георгий Соколов, это Виталий Краусс из Лаборатории научных видео, это звукорежиссер Ксения Аблез, это наш координатор УПМ Мариша Эрина. Это талантливые дизайнеры Ира Фролова и Ира Галенкова, это композитор Костя Устинович, это художники, монтажёры, все те, кто создают образы, визуал и звук для проекта. Яркие, креативные люди.

Расскажите, пожалуйста, историю вашего проекта. Если не ошибаюсь, все началось с того, что вы взяли интервью у Александра Маркова, а потом познакомились со Станиславом?

Началось с интервью с Дробышевским в конце 2009 года, хотя я познакомился со Станиславом чуть раньше – написал ему письмо, просил прислать мне 1-ю часть его «Предшественников. Предков», её было нигде не достать. Потом было интервью, которое выложил у себя Александр Марков, потом встретились в Москве и всё заверте… Хотя я, реально, тогда совершенно не планировал ввязываться в этот проект так по-крупному. Думал, ну сделаем сайтик антропологический. Хотелось быть чем-то полезным науке, но без планов на всю жизнь.

А как с момента начала проекта изменились вы, ваши цели и планы? Как я понимаю, благодаря форуму вы вышли за пределы антропологии... Или я ошибаюсь?

У меня жизнь просто полностью поменялась. Я теперь весь свой жизненный путь делю на две части: до Антропогенеза и после. До 2010 года я как будто спал, простите за высокопарность. Или не спал, но искал себя. Занимался, как мне теперь кажется, всякой ерундой – работал в пиаре, в интернет-маркетинге, и испытывал смутное неудовлетворение от отсутствия самореализации.

Через несколько лет Антропогенез из хобби стал моей основной деятельностью, этот проект теперь диктует мои цели и планы.

Да, проект стартовал как чисто антропологический, но с первым же форумом «Учёные против мифов» мы шагнули за грань антропогенеза, понимая, что одна из наших важных задач – борьба с лженаукой, а это явление междисциплинарное. Уже на первом форуме у нас были и египетские пирамиды, и лунная афера, и лингвофричество. Подобные темы стали завсегдатаями УПМ, а затем подтянулись и физика, и геология, и климатология, и так далее. Премию ВРАЛ у нас регулярно получают деятели псевдомедицины. Хотя антропология и археология по-прежнему моя страсть.

Не хотели бы вы теснее сотрудничать с издательствами? Например, издавать книги в рамках коллаборации «антропогенез+та же Альпина нон-фикшн»?

Идея очень хорошая! Когда-нибудь и сами станем книжки выпускать. Я за сотрудничество с издательствами и не только, хоть с киностудиями или турфирмами. А что? Научный туризм, поездки по легендарным памятникам древности, типа пещер Стеркфонтейн в ЮАР или Триниля на Яве, где Дюбуа нашёл питекантропа – разве не здорово? Сейчас, в условиях пандемии, мы устраиваем виртуальные экскурсии в сопровождении ученых по каким-нибудь интересным местам – древнеегипетским гробницам, музеям естественной истории. Мы это назвали «Эффект присутствия». Когда-нибудь можно и реальные экскурсии будет устроить.

Я за любой кипиш, как говорится. Главное, чтобы был качественный результат.

Какими проектами, созданными в рамках антропогенеза, вы особенно гордитесь? Наверное, выставками?

Пожалуй, выставками, а также нашими реконструкторскими экспериментами, потому что кое-что из того, что мы делаем, не делает больше никто в мире. Я точно знаю, что никто не делал ещё такой вазы-птицы, как сделала Ольга Вдовина. И тем более не делал диоритовой вазы. Да и наши опыты по сверлению и пилению гранита тоже уникальные. Поэтому всё надо дублировать на английский. Частично мы уже это сделали. А также, судя по всему, есть спрос на наши «разоблачительные» ролики. Так капитально «немогликов» мало кто разбирает, как это делаем мы. Это ведь не просто «разнос на диване». Для ролика про «керн №7», например, мы специально договаривались с коллегами из Великобритании, организовали фотосъёмку в музее Питри. А для видео про Баальбек пришлось самим съездить в Ливан:)

Наш мультфильм про антропогенез смотрят в разных странах, показывают в школах США. Нам пишут об этом зрители.

Расскажите о ваших планах на будущее. Каким вы видите антропогенез ещё через 10 лет?

Я вижу большой музей эволюции человека, о котором мечтал еще несколько лет назад. А при нем исследовательский центр, где изучают шимпанзе, например. Вижу студию по производству научно-популярных фильмов, фильмов для детей. Полноценное телевизионное вещание. Площадку для проведения масштабных реконструкций. Серию научно-популярных событий в России и за рубежом. Поездки в разные «загадочные» точки планеты вместе с учёными, съемка и трансляции оттуда для наших зрителей. Нафантазировать можно много)) Вопрос, что из этого возможно реализовать, но мы постараемся. 10 лет работы над проектом убедили меня в том, что рассчитывать можно только на свои силы.

Если человек не имеет научной степени и особых денег, но любит науку и ваш проект... Как он может вам помочь?

Пусть напишет мне или моим коллегам. Обычно я задаю вопрос: «А что вы умеете?» Тогда можно решить, куда можно направить энтузиазм этого хорошего человека. Например, очень нужна помощь в дубляже (не просто переводе, а именно дубляже!) наших видео на английский. Всегда нужны хорошие художники, фотографы, монтажёры.

Кстати, я забыл упомянуть, что существует целое сообщество волонтёров научпопа, выросшее на наших форумах – SciTeam! Это сотни классных ребят, очень активно помогающих просветительским проектам. Вот куда можно вливаться.

Не планируете сотрудничать с зарубежными антропологами и археологами?

Хотим и уже, по возможности, сотрудничаем, и не только с антропологами. В «Научной станции» уже участвовал наш коллега – антрополог из Кении Исайя Ненго (дистанционно, по скайпу). На форумах «Ученые против мифов» есть «вопросы от экспертов», и мы приглашаем задавать вопросы зарубежных коллег. Даже астрофизик Лоуренс Краусс в этом формате отметился! А наши эксперименты по сверлению гранита попали в книгу французского египтолога  Франка Монье.

Сейчас мы готовим большой разоблачительный материал на тему «мумий инопланетян Наска» в сотрудничестве с перуанским борцом с лженаукой, выступающим под псевдонимом LUCA.

Что у вас не получилось так, как хотелось? Какие трудности не удалось преодолеть пока что?

Проект «Музея эволюции человека», с которым я бегал лет 5 назад, пока что остался на бумаге. Нет в нашей стране такого музея, хотя какой-нибудь «Музей водки» существует. Но для создания нужны большие деньги.

Колтушский Антропоидник  - лаборатория при Институте физиологии им. Павлова, где исследовали поведение приматов, находится в плачевном состоянии, и мы не в силах им помочь. Нужно было бы купить новых обезьян, реконструировать вольеры и провести капитальный ремонт всего здания. Наших сил хватает лишь на то, чтобы купить для лаборатории новый котёл (чтобы не замёрзли зимой) и вырубить заросли на прилегающей территории. Моя мечта восстановить антропоидник во всём его величии – таким, каким его задумывал сам Павлов более 80 лет назад.

Не хватает времени на многие задумки. Слишком медленно пишутся книги и снимаются видео, а жизнь коротка.

Что такое конструктивная критика проекта АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ?

Неконструктивную читаю каждый день))) и отношусь к этому очень спокойно (ну, почти всегда). Чем популярней проект, тем больше недовольства, грязи и вранья в нашу сторону. Я не адепт «теории зависти». Просто очевидно, что многим наша деятельность очень не нравится. Как сторонникам лженауки, так и тем, кто считает, что мы «просвещаем не так и не о том» и вообще ерундой какой-то занимаемся, вместо того чтобы …(продолжите сами). Конструктивная критика ставит своей целью не самоутверждение за счёт критикуемого, а общественную пользу. Например, нам сообщают об ошибках в наших текстах в социальных сетях. Если по делу, то благодарим и исправляем. Зритель выражает недовольство качеством звука в видео – спасибо за обратную связь. Еще лучше, если зритель (при наличии соответствующих знаний) советует, как это качество можно улучшить. Подписчик считает, что наша процедура голосования на премии ВРАЛ далека от совершенства и предлагает, как эту процедуру изменить. В течение 5 лет мы правила ВРАЛ выстрадали, я там готов подписаться под каждым пунктом и подробно объяснить, почему они именно такие. Но сторонний взгляд, возможно, заметил то, что ускользнуло от нас. Для конструктивной критики и помощи просветительскому движению мы параллельно с большим форумом "УПМ" уже четвертый год проводим конференцию "Ученые против мифов - ПРОФИ", где участвуют популяризаторы науки, научные журналисты, организаторы просветительских мероприятий. На последней "ПРОФИ"-конференции говорили о трудностях перевода научпопа, об организации качественной трансляции, о взимодействии с "хейтерами", о юридических ловушках, которые подстерегают борца с лженаукой, и о том, как в эти ловушки не попасть. Вот это, я понимаю, конструктив. Это не взаимные претензции и не жалобы на жизнь, это такой мозговой штурм творческих людей, занимающихся настоящим ДЕЛОМ и готовых помогать единомышленникам. Цивилизация зиждется на совместном интеллектуальном труде. Спасибо за помощь, работаем дальше.


Беседовала Екатерина Шутова


Интересно

Следует, однако, сделать одно уточнение, без которого непонятна ошибочность распространенного написания «орангутанг». Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих, как мы помним, «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен – «невинное» добавление буквы «г» является грубой ошибкой.

Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 188.

Catalog gominid Antropogenez.RU