"Два" является конечным числительным в некоторых языках Амазонии, например, в языке араваков. Большие числа показываются "на пальцах".
Источник: Science Illustrated, №3(08) 2011, с. 40.
Жизнь после смерти может оказаться весьма увлекательной – например, останки принцессы Укока, умершей более 2 тысяч лет назад, сейчас активно исследуют учёные, а некоторые алтайцы на полном серьёзе верят, что потревоженная девушка мстит своим обидчикам. С позволения издательства «Бомбора» мы публикуем фрагмент про загадочную принцессу из книги Алексея Козлова «Посмертные приключения. Что может случиться с вашим телом после смерти?». Книга вышла в издательстве "Бомбора".
В 1993 году на плато Укок, расположенном в южной части Горного Алтая на высоте 2500 метров над уровнем моря, начались археологические раскопки могильника Ак-Алах-3, которыми руководила доктор исторических наук Наталья Полосьмак. Курган относится к пазырыкской культуре азиатских скотоводов VI-II вв. до н.э. и пострадал от расхитителей могил еще в древности.
Сначала в кургане было обнаружено захоронение коней, ниже — разграбленная могила кара-кобинской культуры железного века, существовавшей одновременно с пазырыкской, а уже под ней — пазырыкское погребение женщины, чьи останки сохранились благодаря тому, что погребальная камера (деревянная колода, внутри которой лежало тело) была заполнена льдом, так называемой подкурганной мерзлотой. Свою роль здесь сыграли низкая температура и грунтовые воды. Как объясняла Наталья Полосьмак в книге «Всадники Укока», «мерзлый грунт образуется благодаря тому, что при постоянно низких температурах влага, питающая почвы Укока, превращается в лед, скрепляющий в прочный монолит мягкие частицы почвы».
Так мир узнал о существовании мумии из «замерзшей могилы». Однако ученым еще только предстояло выяснить, кем была похороненная в кургане женщина, когда она жила,
как выглядела и при каких обстоятельствах умерла. Для извлечения останков археологам пришлось в течение нескольких дней растапливать лед кипятком. Осторожно избавляясь ото льда, ученые постепенно извлекали из могилы разнообразный погребальный инвентарь. Вот как Наталья Полосьмак описывает состояние останков: «Первым оттаял череп, находившийся выше других частей тела, на небольшой подушке-валике, сшитой из войлока и заполненной тоже войлоком. Погребенная (женщина двадцати пяти лет) лежала на правом боку, со слегка согнутыми в коленях ногами, согнутыми в локтях руками, сложенными на животе кистями рук. Она лежала головой на восток, лицом на север, в позе спящей, на подстилке из толстого темного войлока, которым было устлано дно колоды. Ее головной убор и парик занимали треть колоды в ее верхней части. Лед сохранил мумифицированное тело, одежду и украшения».
В то же время Полосьмак не исключает, что захоронения пазырыкцев были неслучайны в том смысле, что алтайские скотоводы должны были быть хорошо знакомы с особенностями постоянно промерзающей на Укоке почвы. А значит, нельзя отрицать, что пазырыкцы осознанно пользовались свойствами мерзлоты, когда хоронили своих сородичей. Может быть, сохранение тела в яме, заполненной льдом, являлось одной из погребальных традиций древних скотоводов Алтая. Более того, особые климатические условия способствовали не только сохранности погребенных в могилах тел, но и различных предметов — от клинков и зеркал до деревянных мисок с остатками пищи.
Ученые выяснили, что останки женщины подверглись бальзамированию, но, даже несмотря на мерзлоту, сохранились далеко не в идеальном состоянии. В частности, от головы остался лишь череп с остатками мягких тканей, который ко всему прочему имеет следы трепанации — очевидно, для извлечения мозга при бальзамировании. В ходе древних мероприятий по сохранению тела оно было вскрыто, внутренние органы извлечены, вместо них тело набили травой и шерстью. Череп нашпиговали песком, землей, корешками, овечьей шерстью и лошадиным волосом. Также были удалены ребра и грудина. От разложения сильно пострадали руки. На обеих руках женщины имелись татуировки синего цвета — от плеча до самой кисти. Рисунки обнаружились и на фалангах пальцев.
А что насчет внутренних органов? Рядом с телом их не складывали (как, например, египтяне, помещавшие внутренности в специальные сосуды), однако анализ наполнителя мумии несколько прояснил ситуацию. В черном веществе, внешне напоминавшем торф, были обнаружены ткани внутренних органов, что говорит о том, что пазырыкцы превращали внутренности мертвеца в однородную массу, которой нашпиговывали трупы, смешивая ее с травой, шерстью и другими имевшимися под руками компонентами, которые в то же время выполняли определенную символическую функцию.
Состояние останков свидетельствует о том, что перед погребением тело высушивали, но не полностью, так как кожа мумии не морщинистая и не имеет характерного для подобного рода операции коричневого оттенка. «Видимо, до похорон [тело] хранилось в прохладном, сухом месте, может быть, в приспособленном для этих целей зимнике», — заключает Наталья Полосьмак.
Останки женщины подверглись бальзамированию, но, даже несмотря на мерзлоту, сохранились далеко не в идеальном состоянии. Для временной сохранности лица древние бальзамировщики использовали глину и воск — их частицы были обнаружены на черепе. Такая маска действительно была способна на какое-то время сохранить портретное сходство до захоронения в условиях начавшегося разложения тканей. Кроме того, есть основания полагать, что при бальзамировании больше внимания уделялось сохранности тех частей тела покойника, которые не были прикрыты одеждой, что косвенно подтверждают находки, сделанные в соседних курганах, — там была выявлена та же закономерность.
Как и у многих древних народов, мумии пазырыкцев до погребения продолжали «жить» в своем племени. Для этого, вероятно, и было необходимо бальзамирование. Скорее всего, высушенные и набитые травой, землей и шерстью останки еще какое-то время (до нескольких месяцев) выставлялись на всеобщее обозрение — в той самой позе, в какой они впоследствии оказывались в могилах. При этом откладывание похорон могло быть связано не только с обычаем сохранять тела усопших, но и с правилом хоронить покойников только в определенные месяцы (весной и осенью). То есть, те, кто умирал, например, зимой, вынуждены были «ждать» своей очереди на погребение до наступления весны.
Другие находки, относящиеся к пазырыкской культуре, говорят о том, что, как пишет Наталья Полосьмак в книге «Феномен алтайских мумий», «мумификация, то есть особая подготовка тела человека «к жизни» в потустороннем мире, была типичной для всего пазырыкского общества, а не только для какой-то части его элиты».
Так кем же была таинственная женщина из «ледяной могилы»? Наталья Полосьмак осторожно предполагает, что одиночный характер погребения (явление достаточно редкое для пазырыкцев) может свидетельствовать о том, что покойница не состояла в браке и, как вариант, была жрицей. Хотя, как отмечает археолог, ничто больше об этом не свидетельствует: ни татуировки на теле, ни одежда, ни найденные в могиле предметы. Однако совершенно точно эта женщина не была воином, поскольку в захоронении отсутствуют оружие и военная экипировка, а на теле мумии нет травм. При этом, несмотря на то, что она принадлежала к среднему классу пазырыкского общества, нет никаких сомнений в ее особом статусе. Возможно, женщина была шаманкой, но едва ли она являлась принцессой, коей ее поспешили окрестить алтайцы.
Доподлинно известно, что похороненная на плато Укок женщина скончалась в возрасте двадцати пяти лет в марте или апреле. Ученые не только сумели воссоздать ее облик, но и установили причину смерти — рак молочной железы. Природа как следует постаралась и сохранила для нас останки древних культур, к числу которых относится и алтайская мумия из «ледяной могилы». Трудно переоценить значение сокровищ, которые были извлечены из пазырыкских могил, — то, что, казалось, навсегда утрачено (элементы материальной культуры, изготовленные из недолговечных органических материалов, дающие поистине бесценные сведения о жизни предков алтайцев), было вновь обретено благодаря скрупулезной работе археологов. Но, к сожалению, далеко не все оценили значение открытия, совершенного в 1993 году на плато Укок. Но об этом чуть позже.
Сразу после раскопок мумию увезли в Новосибирск, в музей Института археологии и этнографии Академгородка, пообещав вернуть после всестороннего изучения — она могла еще много поведать не только и, может быть, даже не столько о похороненной женщине, сколько о родословной пазырыкцев, их культуре и погребальных обрядах
в случае совершенствования генетических исследований. Однако вмешались обстоятельства. Изъятые из могилы останки начали портиться, так что пришлось спешно решать вопрос об их реставрации и консервации. Это стало возможным благодаря привлечению специалистов из Научно-исследовательского и учебно-методического центра биомедицинских технологий ВИЛАР, имевших богатый опыт работы с мумиями. Стоит лишь упомянуть о том, что именно они занимались поддержанием состоянияостан-ков Владимира Ленина. Таким образом, мумию укокской женщины удалось сохранить в том самом состоянии, в котором она находилась в «ледяной могиле» на протяжении последних 2500 лет.
Одновременно с этим на Алтае родился миф о принцессе Укока, и широкая молва подхватила легенду о женщине знатного происхождения, которая защищает алтайцев от различных катаклизмов. Когда в 2003 году Алтай пережил мощное землетрясение, кто-то предположил, что это гневается потревоженная археологами алтайская принцесса, ведь эпицентр подземных толчков находился «всего» в 150 километрах от места ее погребения. Рост числа самоубийств в республике также умудрились приписать гневу алтайской принцессы. Где-то в недрах желтой прессы даже зародился отечественный аналог проклятия фараонов. Писали, как принцесса Укока мстит своим обидчикам. Дескать, уже пострадали и археологи, раскопавшие курган, и ученые, занимавшиеся сохранностью мумии: кто-то из них умер, другие стали бездетными, а третьи страдают от различных заболеваний.
«На Алтае более 2000 лет назад проживал народ с высокой духовной культурой, проявлявшейся буквально во всем: в пышности погребальных обрядов и умении строить бревенчатые срубы, в великолепно сделанной упряжи коней и изысканно сшитой одежде из дорогих мехов и привозного шелка, в необычном декоративно-прикладном искусстве»,— пишет Наталья Полосьмак. Поэтому вовсе не удивительно, что кто-то желает отсчитывать свою родословную именно от носителей уникальной культуры железного века. При этом принцесса, как выяснили ученые, мало того, что никакой принцессой не была, она не может являться и прародительницей алтайцев, поскольку принадлежит к европеоидной расе. «Генетические исследования показали, что пазырыкцы были совсем не алтайцы, а в основном самодийцы с добавлением европеоидно-иранского субстрата, то есть совсем иное этническое население. Алтайский же этнос образовался в лучшем случае в тюркское время», — объясняет специалист по археологии Сибири, академик РАН Вячеслав Молодин.
Однако к этому времени уже развернулась широкая кампания по возвращению мумии на Алтай, в которую оказались втянуты и простые жители, и журналисты, и даже политики в ходе предвыборной кампании, дабы заручиться поддержкой электората, обещавшие в случае их избрания сделать все возможное для того, чтобы мумия принцессы оказалась в Горно-Алтайске. В 1996 году правительство Республики Алтай запретило проводить археологические раскопки на плато Укок.
"Два" является конечным числительным в некоторых языках Амазонии, например, в языке араваков. Большие числа показываются "на пальцах".
Источник: Science Illustrated, №3(08) 2011, с. 40.