Первые металлические изделия сильно уступали каменным по всем показателям, отчего металл использовался только для изготовления украшений. Любопытно, что первые крупные металлические орудия (например, топоры) делались по образцу и форме шлифованных каменных, а в отсталых районах в несколько более позднее время иногда каменные шлифованные имитировали металлические (например, из камня тщательно вышлифовывались "заклёпки", что было технически сложно и функционально ненужно, но создавало сходство с бронзовым орудием).
В Петербурге прозвучал доклад об уникальных находках из грота Лазаре


Анри де Люмле - отныне почётный доктор ИИМК РАН


Выступает Мари-Антуаннет де Люмле


Лобная кость из грота Лазаре. Источник: http://cote-d-azur.france3.fr/
Визит супругов де Люмле состоялся при содействии консульства Франции и Французского института.
А. де Люмле подытожил результаты многолетних археологических и естественнонаучных исследований позднеашельских слоев этого грота. Была проанализирована внутренняя организация жилого пространства грота, включая очаги и каменные выкладки, реконструированы особенности жизнедеятельности его обитателей. Прослежено, в частности, использование подстилок из водорослей и копчение мяса на костре.
Последнее, видимо, делалось для создания запасов пищи, поскольку всесторонний анализ скоплений пищевых отбросов показал поедание мяса и костного мозга в сыром виде.
Судя по составу костных остатков, ашельские обитатели грота питались, в основном, мясом оленей. Возрастной состав этих животных позволил сделать вывод о том, что стоянка была сезонным лагерем охотников, которые пришли в этот район осенью. Редкие предметы из кварца, выходы которого известны примерно в 100 км к востоку от стоянки, Люмле считает указанием на направление миграции. Основным сырьем для орудий, среди которых присутствуют характерные для ашеля ручные рубила, служил кремень, добывавшийся в пределах 15 км от грота.
Антропологические остатки в гроте Лазаре до сих пор включали обломок челюсти 9-летнего ребенка, отнесенного к Homo heidelbergensis, и единичные зубы. В докладе М.-А. де Люмле была подробно представлена совсем недавняя находка - почти целая лобная кость молодого мужчины, обнаруженная в августе 2011 года. Докладчица, в частности, сравнила ее морфологические характеристики и, в особенности, рельеф надбровных дуг с таковыми у черепов Homo heidelbergensis из пещеры Араго (Arago XXI), Homo neanderthalensis из пещеры Крапина и на современном черепе, что наглядно продемонстрировало сходство людей Лазаре и Араго. Новый человек из Лазаре, согласно Люмле, также должен быть определен как поздний европейский Homo erectus, или Homo heidelbergensis. Антрополог Дж. Хокс отозвался об этом открытии с удивлением, ибо, по его мнению, в столь позднее время – около 170 тыс. л.н. – в Европе господствовали неандертальцы. Однако статус данной находки из Лазаре, по-видимому, неоспорим, тем более что предыдущая тоже была отнесена к пре-неандертальцам.
См. также:
- Видео-запись выступления Мари-Антуаннет де Люмле в Государственном Дарвиновском Музее 13 марта 2011 г.: "Кто они - первые европейцы?"