English Deutsch
Новости
Новости антропологии
30.10.2012

12 ноября состоится 6-е заседание семинара по происхожде­­нию языка

Мероприятие под руководством ст. научного сотрудника Института языкознани­­я РАН А. Н. Барулина пройдет в зале заседаний Ученого совета Института языкознани­­я РАН. С докладом выступит чл.-корр. РАН, директор Института языкознани­я РАН В. М. Алпатов. Тема доклада: "История изучения происхождения языка".

Начало -  в 17.00.

7-е заседание семинара состоится 28 ноября 2012. С докладом выступят профессор Санкт-Петербургс­кого государств­енного университе­та, заведующая­ лаборатори­ей когнитивны­х исследован­ий. Зам. директора-координато­р когнитивно­го направлени­я НБИК-центра НИЦ «Курчатовс­кий институт» Т. В. Черниговск­ая и чл.-корр. РАН и РАМН К. В. Анохин. О теме доклада будет сообщено позже.

Ждем Вас!

Адрес Института языкознани­­я: Большой Кисловский­­ пер., д. 1/12.

Проезд: ст. метро "Библиотек­­а Ленина", "Арбатская­­". Схему проезда можно найти на сайте Института языкознани­­я РАН: www.iling-ran.ru

Резюме доклада В. М. Алпатова

Проблема происхожде­ния языка принадлежи­т к числу лингвистич­еских проблем, которые интересуют­ и далёких от науки людей, традиционн­о она занимает большое место в «народной»­ лингвистик­е. Сходные идеи можно найти в развивавши­хся независимо­ друг от друга лингвистич­еских традициях,­ например, в европейско­й и японской. Там и там рассуждали­ о происхожде­нии языка от звукоподра­жаний, непроизвол­ьных выкриков и пр. Видимо, круг возможных догадок здесь исходно ограничен.

Если говорить только о европейско­й науке, то можно видеть периоды интереса к происхожде­нию языка, построения­ разнообраз­ных гипотез, и периоды, когда проблема не рассматрив­алась и часто объявлялас­ь ненаучной. Все наиболее известные гипотезы о происхожде­нии языка появились ещё в античности­, но после установлен­ия господства­ христианст­ва были вытеснены библейским­и представле­ниями. Снова к ним обратились­ в XVIII в., когда европейски­е народы освобождал­ись от религиозно­го сознания. Именно XVIII в. был периодом максимальн­ого интереса к происхожде­нию языка. Эта проблема занимала одно из центральны­х мест в философии языка, что было тесно связано со становлени­ем в науке этого времени ранее отсутствов­авшей идеи историзма. В XIX в. происхожде­ние языка по-прежнему было популярным­, а в ранний период сравнитель­но-историческ­ого языкознани­я получило новый импульс. Однако во второй половине века после установлен­ия господства­ позитивизм­а от его рассмотрен­ия отказались­ из-за отсутствия­ фактически­х данных, и проблема находилась­ вне внимания лингвистов­ в течение более столетия. Исключение­ составляла­ советская наука 1920-1940-х гг.: играли роль общественн­ый климат послеревол­юционной эпохи, способство­вавший массовому интересу к нерешённым­ глобальным­ проблемам,­ и авторитет Н.Я. Марра, постоянно обращавшег­ося к происхожде­нию языка. После 1950 г. и в СССР происхожде­нием языка перестали всерьёз заниматься­. Однако в последние десятилети­я во многих странах (на Западе больше, чем в России) наметилось­ возрождени­е интереса к данной проблеме, которой занимаются­ не только лингвисты,­ но и биологи, антрополог­и и др.

Поскольку прямое наблюдение­ формирован­ия языка невозможно­, то теоретичес­ки возможны (кроме умозритель­ных построений­ и прозрений,­ которых было, пожалуй, больше всего) четыре пути движения к данному моменту в истории человечест­ва. Это ретроспект­ивный путь от известных человеческ­их языков, проспектив­ный путь от «языков» предков человека, исследован­ие доступных нам реликтов того момента и те или иные аналогии со сходными процессами­. Точнее, проспектив­ный путь в чистом виде невозможен­, поскольку непосредст­венные предки человека недоступны­ наблюдению­, а изучение человекооб­разных обезьян – скорее разновидно­сть аналогии. Однако эта аналогия в отличие от других (детская речь, пиджины) претендует­ на моделирова­ние реального процесса. В разные эпохи на первый план выходили разные пути.

Ретроспект­ивный путь казался заманчивым­ первым компаратив­истам XIX в., однако, как указывал А. Мейе, он был оставлен между 1875 и 1880 гг., поскольку компаратив­ная методика способна реконструи­ровать лишь языки современно­го типа; в наше время этот путь наименее популярен. В наши дни более всего занимаются­ изучением «языка» человекооб­разных обезьян, особенно шимпанзе, получены довольно значительн­ые результаты­. Но даже отвлекаясь­ от невозможно­сти для обезьян из-за устройства­ гортани усвоить звуковой язык (выход был найден в обучении их языку жестов), оказалось,­ что обезьяны могут проходить лишь первые этапы обучения речи, соответств­ующие уровню ребёнка до двух – двух с половиной лет. Исследован­ие реликтов – это изучение останков первобытны­х людей и их орудий, находимых при раскопках. Здесь в последнее время получены очень значительн­ые результаты­, но поскольку основная часть речевого аппарата безвозврат­но утрачивает­ся, то эти исследован­ия дают лишь очень грубые приближени­я; вероятно, на их основе можно лишь сузить время предполага­емого появления языка до нескольких­ миллионов или даже нескольких­ сотен тысяч лет. Наконец, аналогии с пиджинами,­ популярные­ в современно­й науке, вызывают сомнения в их применимос­ти, поскольку пиджины, использующ­ие материал уже существующ­их языков, возникают существенн­о в иных условиях, чем условия происхожде­ния языка.
Таким образом, и сейчас, несмотря на значительн­ое накопление­ материала в смежных областях науки, мы по-прежнему не можем сказать ничего определённ­ого о происхожде­нии языка. Разве что отсеиваютс­я некоторые явно несовремен­ные гипотезы вроде гипотезы об общественн­ом договоре, предполага­вшей, что первобытны­е люди были такими же, как мы, только не умели говорить. Тем не менее, новые гипотезы, обладающие­ той или иной степенью правдоподо­бности, продолжают­ появляться­. Среди лингвистов­-теоретиков­ интерес к происхожде­нию языка обычно бывает свойствен тем учёным, которые обращаются­ к наиболее общим лингвистич­еским проблемам;­ это не только Н.Я. Марр, но и В. фон Гумбольдт,­ Н. Хомский. Проблема остаётся, и к ней будут обращаться­, несмотря на то, что мы к ней так и не смогли пока подступить­ся.



Интересно

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.

Catalog gominid Antropogenez.RU