Новости антропологии
05.12.2013
Автор: А.К.

Расшифрован геном человека из Атапуэрки, возрастом 400 тысяч лет

Группа Сванте Паабо опубликовала результаты нового палеогенетического исследования. Секвенирован почти полный митохондриальный геном раннепалеолитического человека из местонахождения Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания) (Meyer et al., 2013). МтДНК экстрагировали из бедренной кости. Древность индивидуума на основании генетического анализа – около 400 тыс. лет. Это самый древний из всех когда-либо секвенированных геномов. Вопреки ожиданиям, он оказался ближе всего к геному денисовца.

Скелет, таз, кисть, стопа человека из Sima de los Huesos. Источники: Источники: http://www.elpais.com/, http://abelgalois.blogspot.com/, http://www.sciencephoto.com/

Филогенетическое древо гоминид на основании данных о мтДНК. Иллюстрация к обсуждаемой статье

На дендрограмме (см. рисунок) митохондриальный геном человека из Атапуэрки противостоит геномам сапиенсов и неандертальцев и объединяется с геномом денисовского человека. Этот результат – полная неожиданность. Он ставит генетиков и антропологов в тупик, ведь казалось несомненным, что денисовцы обитали лишь в восточной Евразии. Авторы затрудняются это интерпретировать. Во всяком случае, как они подчеркивают, новые данные вовсе не обязательно свидетельствуют о родстве гомининов из Атапуэрки и из Денисовой пещеры.

В самом деле, в морфологическом отношении зубы денисовцев и людей из Атапуэрки очень различны: денисовский молярКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи. огромен и исключительно архаичен, тогда как на молярах гомининов из Испании заметна тенденция к грацилизацииПроцесс уменьшения массивности скелета, черепа, зубов и т.п. в процессе эволюции. (уменьшению числа бугорков). Кроме того, древность гомининов из Атапуэрки столь велика, что считать их сестринским таксоном денисовцев едва ли возможно. И по хронологическим, и по морфологическим соображениям, это, скорее всего, предки неандертальцев. Короче говоря, ни одной сколько-нибудь убедительной версии предложить не удается.

Вероятно, интерпретировать результаты анализа родства групп (как древних, так и современных) по мтДНК нужно с большой осторожностью, так как речь идет только об одном (хотя и высоко полиморфном) локусе и только о материнской линии наследования . До того, как будет секвенирован ядерный геном этих гомининов, лучше воздержаться от каких-либо выводов. Напомню, что статус денисовцев по мтДНК и по ядерному геному совершенно различен: в первом случае они противостоят как неандертальцам, так и сапиенсам (Krause et al., 2010), во втором – оказываются сестринской группой неандертальцев (Reich et al., 2010). Второй результат лучше согласуется с тем, что мы знаем об очень раннем обособлении предков сапиенсов на территории Африки и о позднем заселении ими Евразии.

В течение года команда Паабо надеется секвенировать ядерный геном человека из Сима де лос Уэсос, что может прояснить ситуацию.

Источники

• Krause J., Fu Q., Good J.M. et al. The complete mitochondrial genome of an unknown hominin from southernSiberia// Nature 2010. Vol. 464. N 7290. P. 894–897.
  • Meyer M., Fu Q., Aximu-Petri A. et al. A mitochondrial genome sequence of a hominin from Sima de los Huesos // Nature. 2013. 4 December. Doi: 10.1038/nature12788.
  • Reich D., Green R.E., Kircher M et al. Genetic history of an archaic hominin group from Denisova Cave in Siberia // Nature. 2010. Vol. 468. N 7327. P. 1053–1060.

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.