Новости антропологии
20.12.2013
Автор: А.К.

Расшифрован геном неандертальской женщины из Денисовой пещеры

Группа Сванте Паабо добилась нового выдающегося успеха: секвенирован полный геном неандертальской женщины из Денисовой пещеры на Алтае. ДНК извлекли из проксимальной фаланги стопы.

Взаимоположение архаических и современных групп по данным о ядерной ДНК. Верхний кластер – неандертальцы (“Altai” – изученный экземпляр) и денисовцы; нижний – современные человеческие группы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Согласно М.Б. Медниковой (2011), эта фаланга необычайно массивна и по своей морфологии промежуточна между фалангами неандертальцев и ближневосточных сапиенсов группы Схул

В генетическом отношении данный индивидуум, оказавшийся женщиной, однозначно включается в неандертальскую группу. Вместе с денисовцами (другой группой архаических гомининов, генетически выделенной по материалам из той же пещеры) неандертальцы противостоят современным людям (рисунок). Этот результат явно надежнее того, который получен по мтДНК (в этом случае денисовцы противостоят как неандертальцам, так и сапиенсам).

Время дивергенции архаических гомининов (общих предков неандертальцев и денисовцев) и сапиенсов оценивается в 550–765 тыс. лет назад; неандертальцев и денисовцев – 381-473 тыс. лет назад.

Источники

• Pr?fer K., Racimo F., Patterson N. et al. The complete genome sequence of a Neanderthal from theAltai Mountains// Nature. 2013. doi: 10/1038/nature12886.
  • Медникова М.Б. К антропологии древнейшего населения Алтая: проксимальная фаланга стопы из раскопок Денисовой пещеры // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 1. С. 129–138.

Немецкий врач и фармацевт Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм писал в XVI веке: "Итак, все мы потомки Адама. И я вряд ли могу удержаться от короткого упоминания о людях, которые открыты на недоступных островах, и о тех, которые еще неизвестны. Не очень вероятно, что мы вправе рассматривать их как потомков Адама: что могли бы такие делать на недоступных островах? Кажется более мудрым думать об этих людях как о потомках другого Адама, потому что будет трудно постулировать, что они близки нам по плоти и крови". (Цитируется по: Клейн Л.С., История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 112.)