English Deutsch
Новости
Новости антропологии
13.10.2014
Автор: С.Дробышевский

Левша из Турвиля – неандерталец, метавший копьё

Всем известно, что в стародавние былинные времена небо было гораздо синее, трава зеленее, а вода мокрее. Это общеизвестно. Этот закон распространяется и на палеоантропологию: в годы оные в пещерах обнаруживались сплошь целые скелеты, черепа с нижними челюстями, горы диковинных орудий и грандиозные наскальные росписи. Нынешним же нам с Вами приходится довольствоваться жалкими обломками костей и невнятными отщепами.

Кости из Турвиля. Сверху - плечевая, внизу слева - локтевая, внизу справа - лучевая. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Карта Европы с указанием местонахождения Турвиля и ряда других западноевропейских памятников нижнего и среднего палеолита. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Как ни странно, этому есть объективная причина: все большие и малые пещеры, в которых потенциально можно было найти что-то интересное, были раскопаны раньше середины XX века. С каждым новым раскопом вероятность обнаружить нечто сенсационное катастрофически падает. Но не всё достали из земли классики романтического периода археологии, кое-что осталось и современным исследователям.

10 сентября 2010 года повезло французским археологам: на стоянке Турвиль-ля-Ривьер в Нормандии они нашли три кости левой руки – плечевую, локтевую и лучевую. Правда, найдены лишь крайне эродированные диафизыЦентральная трубчатая часть у длинных костей, между эпифизами., а вдобавок к естественной раздолбанности кости были повреждены в процессе раскопок, но не будем слишком пристрастны – вероятно, ветер с Атлантики пронизывал насквозь, ранний осенний холодок знобил, руки археологов дрожали, бывает всякое. Главное, находка свершилась. Зубы животных из того же слоя были датированы 183-286 тысячами лет назад. Это ставит находку из Турвиля в не очень длинный ряд поздних гейдельбергенсисов или ранних неандертальцев Европы, большая часть коих найдена в Германии.

Немного морфологических признаков можно выявить на столь разрушенных костях, но те, что есть – длина, диаметр, изгиб, толщина стенок – однозначно похожи на неандертальские. Это ожидаемо и не странно – место совпадает идеально, а по времени человек из Турвиля как раз годится неандертальцам в пра-прадедушки.

Интригует, что останки человека были обнаружены в отложениях, нанесённых водным потоком.

Причём комплект – все длинные кости одной руки – и расположение в слое говорят о том, что изначально это была целая рука, замытая водой в песок. Как она туда попала? Кому-то была не нужна рука и он выкинул её в ручей? Кому и за что её оторвали? Был ли это первый музыкант, постигавший гамму, но имевший невыспавшихся соседей, или допотопный мим, чьи гениальные мановения не оценили современники, или первобытный фокусник, чей номер с исчезновением кролика не был понят соплеменниками? Кто знает... Нам досталась лишь рука.

Но на то и наука, чтобы из всякого праха выведать хоть что-то. На то и компьютерная томография, чтобы просканировать кости во всех возможных направлениях. И вот перед нами предстаёт не просто обломанная костяшка, а реконструкция плечевой кости с необычайно развитой дельтовидной бугристостью в виде кривого завёрнутого гребня. Дельтовидная бугристость – рельефный участок в верхней трети плечевой кости, на котором крепится дельтовидная мышца, а дельтовидная мышца – это, собственно, мягкая часть плеча, она поднимает руку вверх. Судя по размеру и форме гребня – не просто большого, а уже патологического, человек из Турвиля не просто умел поднимать левую руку, а делал это часто и с большим напряжением, вплоть до травмирования, можно сказать, вдохновенно. Сильное развитие мускулатуры у неандертальцев – не секрет, но такого у них антропологи ещё не видали; самые близкие аналогии – левая плечевая III в Сима де лос Уэсос, левая же неандертальца из Сен-Сезер и правая из Хвалынска. Конечно, известны ещё более выдающиеся прецеденты вроде кузнецов, галерных гребцов или шахтёров, но все они относятся к гораздо более поздним временам, в неандертальские времена таких бодрящих профессий ещё никто не изобрёл.

Первое из приходящих в голову и самое вероятное занятие, которое потенциально способно довести плечевую кость до такого состояния, – метание копья.

Для этого надо не просто поднимать руку, но довольно долго держать её одновременно поднятой, согнутой и занесённой назад. Охота – занятие для терпеливых, надо ведь выжидать момент, затаиваться, подкрадываться и при этом быть готовым в любой момент нанести мощный удар. Неандертальцы и их предки были великими охотниками. Вероятно, человек из Турвилля был величайшим охотником среди них? Может, после смерти героя благодарные сородичи хранили его удачливую руку, долгие годы кормившую их? Впрочем, он умер далеко не стариком, возможно, даже подростком, но для тех времён это как раз неудивительно.

Любопытно, что и в Турвиле, и в Сима де лос Уэсос, и в Сен-Сезер мощнейшие кости – левой стороны. Неандертальцы были левшами? Конечно, статистика смешная, но зато какой повод для спекуляций! Мы удержимся от них. Хорошо бы, конечно, иметь более солидное обоснование столь смелого предположения, а для этого нужны материалы, нужны новые руки и, не будем слишком скромны, ноги. Сколь много нам находок чудных сготовил ледниковый век? Чтобы это узнать, надо работать: копать, открывать и изучать!


Источник: 

  • Faivre J.-Ph., Maureille B., Bayle P., Crevecoeur I., Duval M., Grun R., Bemilli C., Bonilauri S., Coutard S., Bessou M., Limondin-Lozouet N., Cottard A., Deshayes Th., Douillard A., Henaff X., Pautret-Homerville C., Kinsley L. et Trinkaus E. Middle Pleistocene human remains from Tourville-la-Riviere (Normandy, France) and their archaeological context // PLoS One, 2014, V.9, №10, pp.e104111.


Интересно

Известно, что антропоиды, в особенности шимпанзе, практически по всем морфофункциональным показателям сходны с человеком. Есть основание считать, что и грудное молоко шимпанзе имеет близкий состав по физико-химическим свойствам, нежности комочков при свертывании, степени кислотности, буферности, особенностям солевого и ферментативного состава и наличия антител, витаминов, гормонов и другим показателям к женскому молоку. Именно этим можно объяснить тот факт, что при отсутствии молока у самки шимпанзе есть возможность вскармливать новорожденного детеныша женским молоком.

Кузнецова Т.Г. и др. Шимпанзе: онтогенетическое и интеллектуальное развитие в условиях лабораторного содержания. СПб.: Политехника, 2006. с. 49.

Catalog gominid Antropogenez.RU