Новости антропологии
08.08.2016

Обезьяны улыбаются во сне

Лица сонных детенышей шимпанзе и людей иногда выглядят улыбающимися. Считается, что это выражение лица, называемое спонтанной улыбкой - эволюционный предшественник настоящих улыбок и смеха. Исследователи из Института изучения приматов при Киотском университете сообщают, что это происходит не только с высшими приматами, такими, как люди и шимпанзе, но и с новорожденными детенышами японских макак, которые на эволюционном дереве находятся от нас довольно далеко. С подробностями можно ознакомиться в журнале Primates.

Фото спонтанных улыбок у детёнышей японских макак. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

“Около десяти лет назад мы обнаружили, что у детенышей шимпанзе тоже возникают спонтанные улыбки, - сообщил Масаки Томонага, один из авторов исследования. - Учитывая схожее поведение и у более дальних наших сородичей, мы можем сделать вывод, что истоки улыбки появились ещё 30 миллионов лет назад, когда разошлись эволюционные пути обезьян Старого Света и наших прямых предков”.

Ведущий автор исследования, Фумито Каваками, заметил, что детеныши макак улыбаются, когда планово снимал показатели по здоровью. ”Это долгий процесс, и детеныши могут задремать в это время, - пояснил он. - Мы использовали эту возможность, чтобы изучить их поведение”.

Исследователи зарегистрировали 58 спонтанных улыбок у семи детенышей макак, каждый из которых улыбался как минимум единожды. Забавная деталь: у макак улыбки чаще появлялись с левой стороны рта – как и у человеческих младенцев.

Некоторые исследователи считают, что спонтанные улыбки служат для улучшения взаимодействия между родителем и ребёнком. С другой стороны, это исследование показывает, что спонтанные улыбки не предназначены  для выражения чувств, по крайней мере у шимпанзе и японских макак. Это скорее сигнал подчинения. Ученые также предположили, что спонтанные улыбки способствуют развитию мышц щек.

Томонага не уверен, что способность улыбаться свойственна только приматам. Известны случаи, когда мыши смеялись от щекотки, а на собачьей морде появлялось выражение удовольствия. Это позволяет предположить, что первые улыбки, возможно, появились еще у далекого предка современных млекопитающих...