Новости антропологии
02.11.2016
Автор: Маргарита Ковалёва

Шимпанзе успокаиваются рядом со своими приятелями

Обыкновенные шимпанзе становятся более спокойными, когда рядом с ними находятся их сородичи. Об этом рассказывается в статье международной команды приматологов, которая опубликована в журнале Nature Communications.

Источник: https://www.newscientist.com

«Как и люди, шимпанзе снимают стресс, общаясь со своими друзьями», - рассказывают авторы работы. В ходе двухлетнего исследования они анализировали, какой уровень гормонов глюкокортикоидов у 17 шимпанзе - 9 самцов и 8 самок. Глюкокортикоиды -  стероидные гормоны, продуцируемые корой надпочечников. Эти гормоны оказывают антистрессовое и противошоковое действие, способствуют повышению уровня глюкозы в крови, а также являются мощным иммунорегулирующим средством и могут существенно уменьшать воспаление.

Во время экспериментов все 17 шимпанзе занимались разными делами: кто-то из них отдыхал, кто-то чистился, а кто-то проводил время со своими сородичами. Исследование показало, что у общительных приматов уровень стресса был самым низким. «Мы давно знали, что общительные животные дольше живут, отличаются хорошим здоровьем и имеют больше потомства, - комментируют авторы работы. - А сейчас мы увидели, что у социально активных животных ещё и намного ниже уровень стресса». По словам учёных, шимпанзе, постоянно остающиеся в одиночестве, рискуют заработать хронический стресс и разнообразные проблемы со здоровьем.

Исследователи специально сделали своими подопытными обыкновенных шимпанзе - эти приматы, близкие к людям, живут группами от 20 до 150 особей, и очень общительны. Обезьяны делят друг с другом пищу, поддерживают товарищей в трудную минуту, помогают новоиспечённым мамам заботиться о потомстве, вместе сражаются с врагами. Однако даже среди таких общительных приматов встречаются «одиночки» - и теперь исследователи доказали, что им приходится хуже всего.

• Roman M. Wittig, Catherine Crockford, Anja Weltring, Kevin E. Langergraber, Tobias Deschner & Klaus Zuberb?hler. Social support reduces stress hormone levels in wild chimpanzees across stressful events and everyday affiliations // Nature Communications 7, Article number: 13361 (2016)

«Если не углубляться в Античность и Средневековье, то можно сказать, что всё на­чалось с Христофора Колумба, который обнаружил в открытой им части света новую расу людей. Сперва этот факт просто вызывал удивление, но когда Америго Веспуччи убедил мир в том, что открыт именно новый материк (1503), возник вопрос: могут ли его жители быть потомками Адама? Те, кто отвечал утвердительно, позже стали именоваться моногенистами. Их позиция служила базой для защитников прав индей­цев на человеческое существование. Их противники - полигенисты, давали аргумен­тацию тем, кто видел в индейцах всего лишь «говорящий скот». Можно сказать, что моногенизм предварял идею эволюции человека.

Чайковский Ю.В., Пятьсот лет споров об эволюции, журнал «Вопросы философии», 2009 г., N 2, с. 71. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.