Любопытная особенность обезьян Старого Света: все они, включая крупных, боятся змей.
Источник: Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г., с. 141.
Идеальным образцом этой ситуации служит новая статья, посвящённая заселению Австралии и опубликованная в журнале Nature. Краткая её суть проста: согласно анализу 111 мтДНК, полученных из образцов волос чистокровных аборигенов, заселение материка произошло в результате одной быстрой миграции, начавшейся около 50 тысяч лет назад, но шедшей двумя путями – вдоль западного и восточного побережий, причём около 45-49 тысяч лет назад аборигены уже достигли южного побережья.
Здорово!
Труд проделан большой и честный, получены новые уникальные данные, для генетиков – даже большой численности.
НО!
Действительно ли это открытие?
Для начала даты. Радует, что авторы не стали оперировать спекулятивными цифрами в 60-80 и более тысяч лет, бывшими столь модными ещё столь недавно. 50 тысяч и объективнее, и круглее, что уже радует глаз.
Не очень радует, что цифры 45-49 тыс.л.н. основаны фактически лишь на новых датах для Варратии, которые, как мы писали в нашем обзоре, не могут считаться очень надёжными: уж слишком старательно под этим навесом поработали шаловливые кролики, перекопав слои и перемешав артефакты; да и орудийность древнейших орудий обоснована как-то слишком туманно.
Вторая по древности поминаемая дата – 48 тысяч лет назад для Девил'с Лэйр. Если быть честным, самые большие более-менее надёжные даты для этой стоянки – 41,46-45,47 тысяч лет, причём для древнейших слоёв авторы раскопок отмечают большую вероятность переотложенности (O'Connell J.F. et Allen J. Dating the colonization of Sahul (Pleistocene Australia–New Guinea): a review of recent research // Journal of Archaeological Science, 2004, V.31, pp.835-853; авторы-генетики ссылаются на более старые статьи 1979, 1996 и 2001 годов). Стерильный слой имеет дату ровно 50 тысяч лет.
Но ладно, закроем глаза на пару-тройку тысяч лет, паче – их всегда можно списать на калибровку.
Что же с самими миграциями?
Давайте будем честными: вывод о миграциях вдоль побережья следует не из генетических данных, а из наличия в центре материка огромных пустынь, из существования археологических стоянок большой древности именно вдоль побережий, а также из того, что материал для исследований был получен преимущественно с восточного побережья, ведь там, во-первых, жила большая часть аборигенов, а во-вторых, там было больше белых, которые собирали коллекции. С западного побережья мтДНК вообще отсутствует, так что и выводы о тамошней миграции по ДНК сделать нельзя.
Что неплохо видно из приведённых анализов, так это что северные и южные австралийцы достаточно чётко дифференцированы, хотя явно очень родственны. Об этом писали десятки лет назад (например: Birdsell J.B. Preliminary data on the trihybrid origin of the Australian Aborigines // APhAO, 1967, V.2, №2, pp.100-155). Очень наглядна примесь новогвинейских групп в составе северных австралийцев, причём отдельные группы, очевидно, продвигались далеко к югу. Эти миграции отлично описаны в классической литературе по всем возможным данным: антропологическим, лингвистическим, этнографическим (например: Народы Австралии и Океании // Народы мира: этнографические очерки. Ред: С.А. Токарев. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1956, 856 с.).
Так что открыли генетики? Может, им надо открыть классические труды? В списке литературы к статье, кстати, никакой классики нет, лишь статьи в основном последних четырёх лет, а по этнографии – только одна книга 2003-го.
Приятно, что новейшие генетические данные красиво подтверждают выводы, сделанные десятки лет назад. Ещё один метод и всё о том же – это всегда хорошо. Это увеличение достоверности нашей картины мира. Но будем объективны: это не открытие, это ещё один штрих к уже давно написанному полотну.
Источник:
Любопытная особенность обезьян Старого Света: все они, включая крупных, боятся змей.
Источник: Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г., с. 141.