English Deutsch
Новости
Новости антропологии
31.07.2023
Автор: А. Соколов

Восстановлена родословная 94 людей эпохи неолита

На сколько поколений в прошлое вы можете проследить свою родословную? А для этих древних людей, живших 6700 лет назад, ученые построили генеалогическое древо длиной в 7 поколений.

Генеалогическое древо погребенных в Гюрги. Портреты людей - художественная интерпретация с учетом данных генетического анализа.

Кости женщины GLN270A, вместе с которой были перезахоронены длинные кости главного предка GLN270B (на фото внизу)

a. Географическое положение памятника Гурги-ле-Нуаза на территории современной Франции. b. Пространственная планировка памятника с визуализацией захоронений по по поколениям. Для обеих родословных расширение кладбища происходило в направлении с северо-востока на юго-запад. c. Погребение GLN208: скелет похоронен под известняковыми валунами. d. Погребения GLN237A и GLN237B. GLN237A - одна из двух самых больших могил на этом участке.

Биологическое родство до пятой степени между людьми внутри родословных и между родословными

Памятник Гюрги-ле-Нуаза находится на севере Франции, это крупнейшее кладбище эпохи неолита. Примерно в 4850–4500 гг. до  н.э. здесь похоронили 128 человек. Культурная принадлежность погребенных не очень ясна ввиду того, что в могилах крайне мало погребального инвентаря. Но теперь ученым известны родственные связи этих людей, благодаря беспрецедентному генетическому исследованию. Его результаты опубликованы в Nature.

Исследователям удалось получить полные геномы 94 погребенных и тщательно их изучить. Для реконструкции родословных использовались данные по Y-хромосоме и митохондриальной ДНК, а также результаты изотопного анализа. Для каждого индивида определялся пол и примерный возраст на момент смерти, а также вероятный цвет кожи, глаз и волос.

Удалось построить две родословные, охватывающие ряд поколений. Родословная 'А' объединяла 64 индивида (20 женщин и 44 мужчины) в 7 поколениях. На настоящий момент это самое большое генеалогическое дерево, построенное на основании древней ДНК.

В родословной 'В' 12 индивидов (7 женщин, 5 мужчин) в 5 поколениях. Среди оставшихся 18 особей 1 взрослый мужчина имел 2 родственников второй степени в родословной А. Остальные индивиды не состояли в близком родстве ни с одной из родословных.

Поколения в обеих родословных связаны почти исключительно по мужской линии, т.е. социальное наследование в этом обществе происходило через отца. Почти у всех матерей, захороненных в некрополе, среди погребенных отсутствуют родители. И только 6 из 20 взрослых женщин являлись потомками родословных А и В. Не только по генетическим, но и по изотопным данным большинство женщин были неместными, а мужчины происходили с данной территории. Это значит, что сыновья оставались жить в своей общине, а матери их детей прибыли из других общин; большинство взрослых дочерей, напротив, ушли, чтобы присоединиться к другому сообществу. Различия между соотношением полов младшего и старшего возраста позволяют предположить, что старшие дочери покидали группу в возрасте примерно 15 лет. При этом женщины, чьи останки исследованы, как правило не являются близкими родственниками друг другу. Значит, они происходили не из одной какой-то общины, а из множества сообществ. Исследование указывает на существование в неолите сети небольших групп, между которыми происходил обмен.

Для родословной А исследователям удалось установить «отца-основателя некрополя» - мужчину, от которого произошли все члены генеалогического древа. Это индивид GLN270B. Интересно, что его могила представляет собой единственное вторичное захоронение в некрополе: его кости помещены в погребение женщины, из скелета которой, к сожалению, не удалось выделить ДНК. Вероятно, останки Предка были перенесены в некрополь в момент, когда люди только начали селиться в этом месте. Кстати, сын и внук "отца-основателя" похоронены в самых больших могилах некрополя.

Расположение могил показывает, что братьев и сестер, как правило, хоронили близко друг к другу, а сыновей – вблизи отцовского погребения.

Согласно генетическому анализу, у некоторых индивидов были голубые, у других – карие глаза; встречались черные, каштановые и рыжие волосы, а цвет кожи варьировал от очень бледного до очень тёмного. Такое разнообразие подтверждает гипотезу о постоянном генетическом обмене с другими сообществами. К сожалению, пигментацию «отца-основателя» родословной А определить не удалось. У его сына были голубые глаза, светлокаштановые волосы и светлая кожа.

Еще один интересный момент: почти полное отсутствие сводных братьев и сестер. Это значит, что в данном обществе не практиковалась полигамия, либо что захоронение потомства от таких браков производилось в другом месте. Видимо, редкостью были и союзы, в которых женщина воссоединялась с братом своего умершего мужа, а мужчина - с сестрой своей умершей жены. Это удивительно, учитывая предполагаемую высокую смертность женщин от осложнений при родах, а мужчин – при конфликтах.

В двух случаях исследователи обнаружили по 6 детей у одной и той же пары. Примечательно, что все шесть полных братьев и сестер достигли репродуктивного возраста, а у некоторых из них было четыре и пять взрослых потомков. Более того, исследователи предполагают существование у многих мужчин других братьев и сестер, чьи останки не найдены или из чьих костей не удалось получить ДНК. Значит, рождаемость была высокой, а условия жизни – в целом стабильными, питание – достаточным.

Судя по радиоуглеродным датировкам, обе родословные существовали в одно и то же время. Интересно, что в первых четырех поколениях родословной А отсутствуют невзрослые индивиды; в последних трех поколениях, наоборот, 20 из 25 погребенных – невзрослые. Учитывая данные изотопного анализа, исследователи рисуют такой сценарий: группа из нескольких поколений переехала на новое место, оставив своих умерших детей в предыдущем некрополе, но привезя с собой кости «отца-основателя». Спустя какое-то время группа съехала, вновь переселившись куда-то, а на кладбище остались могилы их умерших детей. В целом, по мнению ученых, памятник был заселён в течение короткого времени: 84–112 лет. Возможное объяснение столь быстрой смены места поселения - истощение местных почв и других природных ресурсов в связи с тем, что методы хозяйствования в неолите были еще очень несовершенны.

Хорошо бы теперь провести аналогичные исследования в других могильниках, сравнить их между собой и выяснить, была ли картина, наблюдаемая в Гюрги, типичной для неолита, или это некий особенный вариант.

На первой иллюстрации: генеалогическое древо погребенных в Гюрги. Портреты людей - художественная интерпретация с учетом данных генетического анализа.

Источники:



Интересно

Немецкий психолог Макс Вертгеймер "… рассказывает о том, как полупримитивный человек, которого обучали европейскому языку, отказался в упражнениях перевести фразу «Белый человек убил шесть медведей». Белый человек не может убить шесть медведей, а потому и самое такое выражение кажется невозможным.

Catalog gominid Antropogenez.RU