Директор Палеонтологического музея Юрий Александрович Орлов (ныне академик) приходил на работу первым, расчищал снег у входа и проверял, хорошо ли убрано в залах. Если находил пыль на витринах, то писал на них нецензурные слова, а когда приходила уборщица, выговаривал ей: «Лидия Никитична, почему Вы не вытираете пыль? Вот опять школьники всё исписали!» Потом к Орлову подключился в этой затее известный палеонтолог и художник Константин Константинович Флёров. Уборщицы стали протирать витрины каждый день.
Учёные шутят / Авторы-сост.: Федин С.Н., Горобец Б.С., Золотов Ю.А., М., «Лки», 2010 г., с. 194.
Гравировки лап и копыт: в Южной Африке найден древний каталог следов
Я уже не раз рассказывал вам про различные исследования древних следов. Мы говорили про отпечатки человеческих ног на песке или вулканическом пепле; про аммоглифы – рисунки, оставленные человеком на влажном песке. А вот еще интересный феномен: следы животных и людей, выгравированные на скалах.
Оказывается, таких вырезанных следов найдено очень много в разных частях Света. В частности, много их в Южной Африке. Интересен контраст: среди древних изображений, оставленных с помощью красителей, присутствуют почти исключительно отпечатки ладоней. Гравировки же чаще всего изображают отпечатки человеческих ног, а также стоп, копыт, лапок различных животных. Кто их оставил, когда и зачем? Несколько подобных участков находятся на территории заповедника Доро Навас в Намибии.
Исследователи выбрали это место, потому что «панелей» с выгравированными следами в Доро Навас особенно много. Это прежде всего два скопления песчаниковых валунов, расположенные 250 м друг от друга. Участок уже исследовали археологи, здесь найдено много артефактов позднего каменного века.
Любопытно расположение некоторых «панелей»: одна из них, например, находится на верхней стороне 2-метрового валуна. Но особенно примечательна панель RAS 8-N: изображения расположены на внутренней поверхности трещины в огромном валуне высотой 5 м и шириной 10 м. Трещина образовала узкий проход в нём, шириной всего 50 см, с гладкими вертикальными стенками. Внутри даже днём довольно тусклое освещение; гравировки начинаются у южного входа и тянутся на 3 метра вглубь; есть изображения и с северной стороны. Многие расположены довольно низко. Чтобы разглядеть их, приходится ложиться и заползать в расщелину на четвереньках. При этом изображения выполнены не менее тщательно, чем гравировки на внешних поверхностях валунов.
Исследователи насчитали в Доро Навас 1824 гравированных следа на трех сотнях валунов. Надо сказать, что в заповеднике найдены и другие памятники древнего искусства, включая крупные изображения людей и слонов. Конечно, датировать такие объекты крайне трудно. Исследователи полагают, что изображения созданы между 5000 и 1000 лет назад. Да, не слишком точно.
Авторы новой статьи, опубликованной в Plos ONE, решили выяснить, следы каких именно животных выгравированы в Доро Навас. А кто разбирается в следах лучше, чем местные охотники – бушмены. Поэтому ученые пригласили трёх «экспертов по выслеживанию» - представителей коренных народов, живущих в Намибии, профессиональных следопытов, которых ранее уже привлекали для подобных исследований. Кстати, всё честно: все трое указаны в соавторах статьи.
Сами следы документировали с помощью фотограмметрии. В процессе исследования следопыты называли предполагаемый вид животного, разумеется, на своём языке, который затем переводили на английский. При этом по возможности пытались установить какие-то характеристики животного и то, какая из его конечностей изображена: передняя или задняя, правая или левая, а также направление движения. Проанализированы были и человеческие следы.
По словам авторов, эксперты-следопыты формулировали свои выводы ясно, точно и единодушно. Самое удивительное, что они смогли назвать не только конкретные виды животных, но также их возраст и пол. Среди 513 следов эксперты выявили 345 следов четвероногих и 62 следа птиц, всего 40 различных видов.
Среди них травоядные, кошачьи, другие хищные, приматы. Очень часто встречались следы жирафов, антилоп куду, цесарок, носорогов, страусов, бородавочников, леопардов, зебр и так далее. Исследователи отмечают богатое разнообразие следов хищных млекопитающих: африканская дикая кошка, каракал, гепард, лев, шакал.
При этом преобладали взрослые животные, а следов самцов больше, чем самок.
Что касается направления, то выделялись 2 кластера. Следы, ориентированные вниз, чаще встречались у животных, являющихся хорошей охотничьей добычей: антилоп, бородавочников, кустарниковых свиней. Следы крупных животных, некоторые из которых опасны для человека, чаще направлены вверх.
А еще среди следов встречается ряд видов, которые сейчас не живут в этом регионе, поскольку предпочитают более влажный климат. То ли их выгравировали люди, мигрировавшие сюда за 300 км с севера или востока. То ли в тот момент, когда наносили изображения, климат в данной местности отличался от нынешнего.
Около 20% следов – человеческие, примерно поровну отпечатков правых и левых ног. Тут, в отличие от животных, преобладают дети и подростки: из 106 следов лишь 15, по мнению экспертов, принадлежали взрослым. Следопыты однозначно определили и пол людей: 74 мужских и 32 женских следа.
Тут, ребята, я позволю себе высказать некоторый скепсис. Я не сомневаюсь в квалификации бушменов-следопытов, но однозначно определять пол по следам? В таком случае эти ребята круче современных антропологов, которые даже разглядывая череп или тазовые кости, часто сомневаются, мальчик или девочка, а тут гравировки следов… Что у этих следопытов за супер-методика? Кто её экспериментально проверял?
Что касается направления, в котором «идут» человеческие следы, то существует древние гравёры явно отдавали предпочтение отпечаткам, «идущим» вверх.
Итак, по мнению исследователей, здесь изображали не типовые следы какого-то вида, а следы конкретных животных, определенного пола и возраста. И точно такой же информацией авторы гравировок наделяли и человеческие отпечатки. Это тем более удивительно, что 80% человеческих изображений в наскальной живописи Намибии – некие обобщенные бесполые фигуры.
Важный вопрос: с какой целью создавались эти гравировки следов?
Исследователи рассматривают разные гипотезы. Может быть, их сделали в качестве учебного пособия для охотников, для обучения новичков? С этой точкой зрения, кстати, согласны и бушмены-следопыты. Но зачем тогда наносить изображения в труднодоступных, плохо освещенных местах? И зачем так много человеческих следов, тем более детских?
Возможно, изображали следы тотемных животных? Но 40 видов – многовато для тотемов конкретного охотничьего сообщества. Опять же непонятно, к чему тогда человеческие отпечатки.
Быть может, гравировки использовались для каких-то шаманских, магических практик? Не исключено. В любом случае, не очень понятно пока, как проверить эту гипотезу. Возможно, подсказку дадут этнографические данные или какой-то хитрый статистический анализ.
Однако, Каким бы ни был глубокий и символический смысл этих гравировок, полностью он мог раскрыться только в ходе прямого разговора с художниками. Так философски заключают авторы статьи.
Источник: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371%2Fjournal.pone.0289560#sec029