Словарь антрополога

Анатомическая номенклатура

Система анатомических терминов. Систематизируют латинские или латинизированные названия органов и частей тела, а также всех частных анатомических образований, вследствие чего ученые разных стран могут пользоваться едиными обозначениями анатомических объектов у человека и животных.

Применительно к человеку различают международную номенклатуру, утверждаемую на международных конгрессах анатомов, и национальную, определяющую более распространенные, обязательные для официального медицинского лексикона термины, которые ограничивают произвольное словотворчество и препятствуют появлению в литературе регионарных или жаргонных анатомических терминов. Первой международной т.н. была Базельская номенклатура (1895), содержавшая 5629 терминов; ей предшествовал труд австрийского анатома И. Гиртля "Onomatologia anatomica" (1880), в котором воспроизводилась классификация греко-латинских анатомических терминов по их происхождению, эволюции и смысловому значению. В современной медицинской науке принята модификация т.н. Парижской номенклатуры (содержит свыше 6 тыс. терминов), проект которой был утвержден на 6-м Международном конгрессе анатомов (1955) в Париже. Формированию русской традиции в 18 в. способствовали труды М.И. Шеина, А.П. Протасова, Н.М. Амбодика-Максимовича, П.А. Загорского.

Кто-то в шутку предложил воздвигнуть памятник мухе цеце потому, что это маленькое насекомое сохраняет диких животных Африки, не позволяя заниматься сельским хозяй­ством и животноводством во многих районах. Муха цеце пи­тается кровью диких животных, в которой живут смертонос­ные простейшие — трипанозомы. Дикие животные выработали иммунитет, но у домашнего скота трипанозомы вызывают смертельную болезнь — нагану. Другая разновидность мухи цеце — носитель сонной болезни, смертельной для человека.