English Deutsch
Новости
Мир антропологии

О первых поисках следов "допотопных" людей

Лю­бителем был и француз Жак Буше де Перт (1788-1868), директор тамо­женного бюро города Аббевиль, расположенного на реке Сомме. В 1836 г. этот всеми уважаемый в городе человек вдруг увлекся археологией и посвятил ей весь остаток своей жизни. К тому времени в окрестностях Аббевиля, на берегу реки и в каменоломнях, уже неоднократно попадались камни из кремня со следами обработки. Буше де  Перт взялся доказать, что эти камни являются орудиями труда допотопных людей. Он выступал с докладами, устраивал демонстрации камней, писал книги, в которых, од­нако, правильные мысли переплетались с нелепыми заблуждениями. Скептически настроенные ученые чаще обращали внимание на заблужде­ния, уличая его в элементарной научной безграмотности, и отказывались верить очевидным фактам. «Работа человека над камнем совершенно оче­видна, но я один, кто это признает», - записал он в своем дневнике. Только в конце 50-х годов эти факты получили признание у специалистов.

Вскоре Буше де Перт был признан в качестве основателя доисторической археологии (с чем, однако, не согласны английские патриоты, пытающиеся утвердить в этом звании Джона Фрера). С большим уважением о Буше де Перте отозвался Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение человека и по­ловой подбор» (1871 - 1896): «Глубокая древность человека была в новей­шее время доказана работами целого ряда авторитетов, начиная с Буше, а этот факт составляет необходимую основу для верного понимания про­исхождения человека» (Дарвин, с. 4). Таким образом, научный период в изучении загадки происхождения человека отсчитывается примерно от середины 19 столетия».

Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А., Введение в человекознание, М., «Российский гуманитарный университет», 1994 г., с. 186.


Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU