«Иммунный ответ мракобесию» - под таким девизом в минувшие выходные (6-7 марта) отгремел научно-просветительский форум «Ученые против мифов-14». Прямую трансляцию форума, проходившего в онлайн-формате, смотрели зрители из более 100 городов и 40 стран. Ведущий форума редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов со сцены большого зала НИТУ «МИСиС» призвал зрителей укреплять «интеллектуальный иммунитет», защищающий от предрассудков, заблуждений и псевдонаучных идей... Подробности

1 октября у проекта АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - юбилей. В этом интервью Александр Соколов рассказал о том, что когда-то не планировал ввязываться в просветительский проект на всю жизнь... Но ввязался. А также о сбывшихся и несбывшихся планах, о будущем Музее эволюции человека, о спасении антропоидника и о том, чего больше не делает никто в мире. Подробности

Книжная премьера

Александр Соколов

Странная обезьяна. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета

Альпина Нон-фикшн, 2020, 526 стр.

Когда и почему наши предки потеряли свою шерсть? И действительно ли потеряли? Почему мы не голые и не водные, а, скорее, потеющие обезьяны? Сколько сумасбродных гипотез было предложено, чтобы объяснить нашу безволосость, и почему вопрос остался открытым? Что про эволюцию человека могут рассказать вши и блохи? Как изменился цвет кожи в процессе эволюции: наши предки посветлели или потемнели? А может, сначала потемнели, а потом посветлели? К чему была вся эта чехарда и при чем тут неандертальцы? Зачем голубые глаза лемурам, а лысина — макакам? И правда ли, что борода не привлекает женщин, зато устрашает мужчин? Об этом и многом другом рассказывает в своей книге редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов, еще раз доказывая, что наука — это потрясающе интересно и порой парадоксально. Подробней

Станислав Дробышевский

Достающее звено. Книга 1. Обезьяны и все-все-все

Corpus, 2017, 688 стр.

Кто был непосредственным предком человека? Как выглядит цепь,  на конце которой находится Homo sapiens, и все ли ее звенья на месте? Почему некоторые ископаемые находки оказываются не тем, чем кажутся поначалу?  И почему разумными стали именно гоминиды, а не другие млекопитающие?  Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского "Достающее звено" проливает свет на многие тайны прошлого.

Первая книга —"Обезьяны и все-все-все" — посвящена тем, кто внес вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг. Подробней

Новые публикации

Александр Борисович Соколов

Блондинки не пропадут!

Меланин, придающий цвет волосам, производится пигментными клетками, находящимися в волосяном фолликуле. Отсюда меланосомы перемещаются в кератиновые волокна, формирующие стержень волоса по мере его роста. Много эумеланина — получаются коричневые или черные волосы. Мало эумеланина — и вот вам блондин. Преобладание феомеланина даст рыжий цвет. С возрастом синтез меланина начинает сбоить, и человек седеет.

Ярослав Всеволодович Кузьмин

Древнейшие Homo sapiens Европы в пещере Бачо Киро (Болгария): знали ли они своих неандертальских «соседей»?

На сайте журнала Nature 11 мая 2020 г. появилась статья, в которой представлены новые данные об очень раннем Homo sapiens Восточной Европы на хорошо известной стоянке Бачо Киро (Bacho Kiro) в Болгарии. Прямое радиоуглеродное датирование позволило определить время присутствия человека современного анатомического облика в этом регионе около 45 800 лет назад.

01.04.2021

Чёрт из коробочки, или новый примат из Аргентины

Открытия бывают разными. Иногда они приходят из игр разума, иногда получаются в результате экспериментов, в палеоантропологии обычно из раскопок, а порой бывает, что уникальные образцы годами дожидаются своего исследователя в темноте хранилищ. Так случилось и со свежеописанным приматом из Аргентины. Его кости были найдены ещё в XIX веке известнейшим палеонтологом Флорентино Амегино, но по неизвестной причине так не были описаны тогда и многие годы покоились в музейных закромах.

02.03.2021

Приматы зари: самые первые пургаториусы

Существует универсальный принцип для прояснения любого вопроса: надо идти к истокам. Так и с нашим происхождением – все самые главные наши качества были заложены у самых первых предков. А среди приматов первыми были пургаториусы. Нынче известно уже несколько их видов, и вот подъехал ещё один!

15.11.2020

Непрямое бедро сахелянтропа: переписываем учебники?!

С середины 1990-х годов антропологи узнали, наконец, в первом приближении облик истинных обезьянолюдей – ранних австралопитеков, или пре-австралопитеков. Первым был открыт ардпитек рамидус, затем австралопитек анамский, чуть позже – оррорин и ардпитек кадабба, а последним – сахелянтроп. Поначалу отношения их между собой и родство с более поздними грацильными австралопитеками были совсем неясными. По мере появления датировок и детального изучения находок картинка более-менее прояснилась.

10.11.2020

Древнейший, целейший и примитивнейший: череп парантропа из Дримолен

Разглядывая красивые картинки древних черепушек в книжках и на сайтах, легко впасть в заблуждение, что этих красивых черепов найдено великое множество, что про древность всё уже известно. Равным образом, натыкаясь на изображения одних и тех же черепов, легко начать думать, что находок-то – раз-два и обчёлся, что все наши знания о древности основаны на мизерном числе частных случаев. Истина, как водится, где-то между.

24.09.2020

Следы неведомых людей

Отпечатки ног древних людей находят редко, а потому это каждый раз – маленький праздник для антропологов. Тем более, когда речь о находках в местах, которые поныне остаются белыми пятнами на палеоантропологической карте. Белизна пятен вызвана разными обстоятельствами. Где-то никто не искал, а где-то жить так трудно, что никто особо и не жил. Пустыня Нефуд на северо-западе Саудовской Аравии сочетает оба этих свойства в максимальной степени. Тем более отрадно, что оба обстоятельства начинают в последнее время рассасываться.

Словарь

Эоплейстоцен

(от греч. e?s утренняя заря, рассвет, и плейстоцен) - геологическая эпоха - нижнее подразделение антропогеновой системы, включающее отложения плейстоценовых оледенений (включительно по миндельское) и разделяющих их межледниковий.

Homo helmei
Ардипитек кадабба
5.5 млн.л.н.

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше