Форум «Ученые против мифов. Пробуждение Пингвохотепа» прошел 9-10 апреля в Москве, в «Доме коммуны» НИТУ МИСиС. По словам ведущего Александра Соколова, цель форума – вместе учиться мыслить критически: «Может быть, сейчас особенно важно уметь отличать иллюзии от реальности. И пусть в любой ситуации наука объединяет людей».  Подробности

1 октября проекту АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - 11 лет. В этом интервью Александр Соколов рассказал о том, что когда-то не планировал ввязываться в просветительский проект на всю жизнь... Но ввязался. А также о сбывшихся и несбывшихся планах, о будущем Музее эволюции человека, о спасении антропоидника и о том, чего больше не делает никто в мире. Подробности

Книжная премьера

Александр Соколов

Странная обезьяна. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета

Альпина Нон-фикшн, 2020, 526 стр.

Когда и почему наши предки потеряли свою шерсть? И действительно ли потеряли? Почему мы не голые и не водные, а, скорее, потеющие обезьяны? Сколько сумасбродных гипотез было предложено, чтобы объяснить нашу безволосость, и почему вопрос остался открытым? Что про эволюцию человека могут рассказать вши и блохи? Как изменился цвет кожи в процессе эволюции: наши предки посветлели или потемнели? А может, сначала потемнели, а потом посветлели? К чему была вся эта чехарда и при чем тут неандертальцы? Зачем голубые глаза лемурам, а лысина — макакам? И правда ли, что борода не привлекает женщин, зато устрашает мужчин? Об этом и многом другом рассказывает в своей книге редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов, еще раз доказывая, что наука — это потрясающе интересно и порой парадоксально. Подробней

Станислав Дробышевский

Достающее звено. Книга 1. Обезьяны и все-все-все

Corpus, 2017, 688 стр.

Кто был непосредственным предком человека? Как выглядит цепь,  на конце которой находится Homo sapiens, и все ли ее звенья на месте? Почему некоторые ископаемые находки оказываются не тем, чем кажутся поначалу?  И почему разумными стали именно гоминиды, а не другие млекопитающие?  Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского "Достающее звено" проливает свет на многие тайны прошлого.

Первая книга —"Обезьяны и все-все-все" — посвящена тем, кто внес вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг. Подробней

Новые публикации

Ярослав Всеволодович Кузьмин

“Где Брут живет, там Цезарь жить не может”: новые данные о хронологии Homo sapiens в Китае опровергают их раннее присутствие в Восточной Азии

В начале февраля 2021 г. на сайте престижного журнала Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA появилась статья, в которой обнародованы результаты радиоуглеродного датирования зубов людей современного анатомического типа из пещер центрального и южного Китая; тремя радиометрическими методами также определен возраст вмещающих их отложений, а для некоторых зубов проведен анализ митохондриальной ДНК. Зубы и черепная крышка Homo sapiens имеют прямые радиоуглеродные даты в интервале 9500–1700 лет назад, что полностью опровергает сделанные ранее выводы о присутствии Homo sapiens в Китае около 70–120 тысяч лет назад; его появление теперь можно датировать около 45–50 тысяч лет назад или даже позднее.

Александр Борисович Соколов

Блондинки не пропадут!

Меланин, придающий цвет волосам, производится пигментными клетками, находящимися в волосяном фолликуле. Отсюда меланосомы перемещаются в кератиновые волокна, формирующие стержень волоса по мере его роста. Много эумеланина — получаются коричневые или черные волосы. Мало эумеланина — и вот вам блондин. Преобладание феомеланина даст рыжий цвет. С возрастом синтез меланина начинает сбоить, и человек седеет.

15.02.2022

Наши среди чужих: сапиенсы среди неандертальцев Франции

Взаимоотношения неандертальцев и сапиенсов бурно обсуждаются с момента открытия тех и других. Каких только гипотез не предлагалось! И ведь найдены последствия культурных обменов в виде специфических орудий, целых промежуточных индустрий и, неожиданно, платяных вшей, среды метисации в виде черепов со смешанными чертами и генетических последовательностей в древних костях и современных людях. Всем понятно, что общение неандертальцев и сапиенсов было долгим и достаточно плотным. Одного не хватало археологам и антропологам для полного счастья – сто-престопроцентных синхронных неандертальцев и кроманьонцев Европы.

04.02.2022

Многое из малого: древний позвонок из Израиля

Регулярно приходится слышать, что антропологи строят слишком большие выводы на слишком маленьких фактах. Каемся – бывает такое. А куда деваться! Никто бы не отказался, если бы научный путь был бы выстлан целыми скелетами, обрамлён отпечатками рук, ног, тел и бород, а сверху густо припудрен белоснежной ДНКой идеальной сохранности! Эх, мечты, мечты...

02.01.2022

Горячая десятка АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ: научные итоги 2021 года

Ужасные волки, прекрасные неандертальцы, злобные шимпанзе, хвосты, которые мы потеряли и денисовские кости, которые мы обрели в уходящем году… Традиционная горячая десятка АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, ТОП-10 открытий 2021 года, которые понравились и запомнились нашей редакции.

26.12.2021

Главными лжеучеными года признаны Андрей Курпатов и Александр Редько

25 декабря состоялось вручение антипремии "Почетный Академик ВРАЛ" за достижения в области лженауки и псевдонауки (ВРАЛ расшифровывается как "ВРуническая Академия Лженаук"). Жюри из известных ученых проголосовало присудить премию психотерапевту Андрею Курпатову, пугающему россиян "цифровым аутизмом" и утверждающему, что длительное пользование смартфонами увеличивает риск суицида.

29.09.2021

Хвост у предков человека исчез очень быстро

Поговорим о потерях, которые наши предки понесли в тяжёлых эволюционных боях. Одна из таких невосполнимых утрат — хвост. Многие приматы могут похвастаться шикарным хвостом. У паукообразных обезьян из Нового Света хвост — это фактически пятая конечность, он и за ветку прекрасно цепляется, и даже удерживать предметы позволяет. Человекообразные обезьяны тут стыдливо потупились — похвастаться, прямо скажем, нечем. Вероятно, около 25 млн лет назад у общего предка современных гоминоидов хвост пропал, оставив после себя только жалкий копчик из 3—4 сросшихся позвонков.

Словарь

Антропологический тип

1) термин для обобщенного описания совокупности людей, имеющих сходство по определенному исторически сложившемуся устойчивому комплексу антропологических признаков; 2) наиболее мелкая классификационная единица (категория) в антропологии.

Homo erectus
Sahelanthropus tchadensis
Сахелянтроп
7.0 млн.л.н.
- 6.0 млн.л.н.

Ч. Дарвин писал об истреблении индейцев в Аргентине:

Мрачная картина; но куда более ужасен следующий несомненный факт: всех [индейских] женщин на вид старше двадцати лет испанцы хладнокровно перерезают! На мое восклицание, что это кажется мне крайне  бесчеловечным, он [испанец] ответил: «Но что ж делать? Ведь они так пло­дятся!»

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше