31 октября, в Хэллоуин, в Москве начался форум «Учёные против мифов-13», организованный Антропогенез.ру и Научной станцией. Вероятно, дата события (и номер форума) мистическим образом повлияла на тематику выступлений: учёные и популяризаторы науки говорили о снежных людях, вампирах, инопланетянах и прочем загадочном и потустороннем. Но нашлось место и более «приземленным» темам – методикам похудения, ядовитым грибам, мифам о различиях между мозгом мужчины и женщины и даже астрономическим заслугам Николая Коперника. Подробности

1 октября у проекта АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - юбилей. В этом интервью Александр Соколов рассказал о том, что когда-то не планировал ввязываться в просветительский проект на всю жизнь... Но ввязался. А также о сбывшихся и несбывшихся планах, о будущем Музее эволюции человека, о спасении антропоидника и о том, чего больше не делает никто в мире. Подробности

Книжная премьера

Александр Соколов

Странная обезьяна. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета

Альпина Нон-фикшн, 2020, 526 стр.

Когда и почему наши предки потеряли свою шерсть? И действительно ли потеряли? Почему мы не голые и не водные, а, скорее, потеющие обезьяны? Сколько сумасбродных гипотез было предложено, чтобы объяснить нашу безволосость, и почему вопрос остался открытым? Что про эволюцию человека могут рассказать вши и блохи? Как изменился цвет кожи в процессе эволюции: наши предки посветлели или потемнели? А может, сначала потемнели, а потом посветлели? К чему была вся эта чехарда и при чем тут неандертальцы? Зачем голубые глаза лемурам, а лысина — макакам? И правда ли, что борода не привлекает женщин, зато устрашает мужчин? Об этом и многом другом рассказывает в своей книге редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов, еще раз доказывая, что наука — это потрясающе интересно и порой парадоксально. Подробней

Станислав Дробышевский

Достающее звено. Книга 1. Обезьяны и все-все-все

Corpus, 2017, 688 стр.

Кто был непосредственным предком человека? Как выглядит цепь,  на конце которой находится Homo sapiens, и все ли ее звенья на месте? Почему некоторые ископаемые находки оказываются не тем, чем кажутся поначалу?  И почему разумными стали именно гоминиды, а не другие млекопитающие?  Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского "Достающее звено" проливает свет на многие тайны прошлого.

Первая книга —"Обезьяны и все-все-все" — посвящена тем, кто внес вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг. Подробней

Новые публикации

Александр Борисович Соколов

Блондинки не пропадут!

Меланин, придающий цвет волосам, производится пигментными клетками, находящимися в волосяном фолликуле. Отсюда меланосомы перемещаются в кератиновые волокна, формирующие стержень волоса по мере его роста. Много эумеланина — получаются коричневые или черные волосы. Мало эумеланина — и вот вам блондин. Преобладание феомеланина даст рыжий цвет. С возрастом синтез меланина начинает сбоить, и человек седеет.

Ярослав Всеволодович Кузьмин

Древнейшие Homo sapiens Европы в пещере Бачо Киро (Болгария): знали ли они своих неандертальских «соседей»?

На сайте журнала Nature 11 мая 2020 г. появилась статья, в которой представлены новые данные об очень раннем Homo sapiens Восточной Европы на хорошо известной стоянке Бачо Киро (Bacho Kiro) в Болгарии. Прямое радиоуглеродное датирование позволило определить время присутствия человека современного анатомического облика в этом регионе около 45 800 лет назад.

15.11.2020

Непрямое бедро сахелянтропа: переписываем учебники?!

С середины 1990-х годов антропологи узнали, наконец, в первом приближении облик истинных обезьянолюдей – ранних австралопитеков, или пре-австралопитеков. Первым был открыт ардпитек рамидус, затем австралопитек анамский, чуть позже – оррорин и ардпитек кадабба, а последним – сахелянтроп. Поначалу отношения их между собой и родство с более поздними грацильными австралопитеками были совсем неясными. По мере появления датировок и детального изучения находок картинка более-менее прояснилась.

10.11.2020

Древнейший, целейший и примитивнейший: череп парантропа из Дримолен

Разглядывая красивые картинки древних черепушек в книжках и на сайтах, легко впасть в заблуждение, что этих красивых черепов найдено великое множество, что про древность всё уже известно. Равным образом, натыкаясь на изображения одних и тех же черепов, легко начать думать, что находок-то – раз-два и обчёлся, что все наши знания о древности основаны на мизерном числе частных случаев. Истина, как водится, где-то между.

24.09.2020

Следы неведомых людей

Отпечатки ног древних людей находят редко, а потому это каждый раз – маленький праздник для антропологов. Тем более, когда речь о находках в местах, которые поныне остаются белыми пятнами на палеоантропологической карте. Белизна пятен вызвана разными обстоятельствами. Где-то никто не искал, а где-то жить так трудно, что никто особо и не жил. Пустыня Нефуд на северо-западе Саудовской Аравии сочетает оба этих свойства в максимальной степени. Тем более отрадно, что оба обстоятельства начинают в последнее время рассасываться.

20.09.2020

В Индии найден зуб древнейшего гиббона

Гиббоны – самые многочисленные из современных человекообразных обезьян. Их около десятка видов против скучных пяти видов высших человекообразных (орангутана, гориллы, шимпанзе, бонобо и человека). Тем более незаслуженно и обидно наше невежество относительно гиббоньей родословной. А она должна быть довольно любопытной

26.07.2020

Шимпанзе седеют, потому что стареют? Как бы не так!

Седеют ли другие животные так же, как человек? Казалось бы, седина - снижение количества пигмента в волосах - неизбежный признак старения. Почему же этот процесс протекает у разных млекопитающих не так, как у нас? Пожалуй, самый известный пример - серебристо-седая спина самца гориллы, свидетельствующая вовсе не о старости, а о половой зрелости. Выходит, седина - отнюдь не обязательный атрибут преклонного возраста.

Словарь

Эпохальная изменчивость

Вид изменчивости, закономерно связанной с длительным эпохальным изменением какого либо свойства или признака (например, эпохальная акселерация, брахикефализация и т.п.).

Kenyanthropus platyops
Homo rudolfensis
Человек рудольфийский
2.3 млн.л.н.
- 1.5 млн.л.н.

Пишет американский физик: «Если бы Кинг-Конг существовал на самом деле, он никак не мог бы терроризировать Нью-Йорк. Наоборот, при первой же попытке шагнуть у него сломались бы ноги. Дело в том, что, если взять обезьяну и увеличить её пропорционально в десять раз, её вес при этом увеличится пропорционально объёму, т. е. в тысячу раз (10 х 10 х 10= 1000). Итак, обезьяна стала в тысячу раз тяжелее. Но её сила увеличилась пропорционально толщине костей и мускулов.

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше