Мир антропологии

"Мифические гены". Генетика в советском словаре 1954 года

Вейсманизм - реакционное, идеалистическое течение в биологии, названное по имени немецкого биолога А.Вейсмана (1834-1914). В. утверждает, что в живом организме следует различать две субстанции: особое бессмертное, вновь не зарождающееся, автономное, неизменное наследственное вещество и сому, являющуюся лишь «футляром» или «кормилицей» для первого. Согласно вейсманизму, условия жизни не могут направленно изменять наследственность организма; отрицается наследование особенностей, приобретаемых растениями и животными в процессе их развития под влиянием организма и условий его существования.

Основой формирования наследственных свойств организма в. считает механическое перекомбинирование, по принципу случайности, элементов вымышленной «зародышевой плазмы».

В дальнейшем в. менял свою форму (см. менделизм, морганизм), оставаясь прежним по своей сущности. В. разоружает практику сельского хозяйства, ориентирует человека на смирение перед природой, на пассивность и ожидание счастливых случайностей. В. является базой для различных человеконенавистнических расовых «теорий» и попыток «обоснования» классового неравенства в буржуазном обществе. Советские ученые-мичуринцы показали полнейшее банкротство вейсманизма в теории и на практике и окончательно разгромили это реакционное течение в биологической науке. В Советском Союзе творчески развивается в тесном сочетании теории и практики мичуринская биология, имеющая в своей основе диалектический материализм

Менделизм – реакционное течение в биологии, названное по имени австрийского монаха Менделя (1822-1884), проводившего опыты по скрещиванию различных форм растений. М. был создан врагами дарвинизма на основе фанатического превознесения частного опыта Менделя с горохом и явился одной из основ вейсманистской генетики (см. вейсманизм). М. базируется на метафизическом представлении об обусловленности каждого признака организма особым «наследственным фактором» и о формировании наследственных свойств организма на основе механического перекомбинирования этих якобы неизменных факторов по принципу случайности. М. – лженаучное воззрение, разоружающее практику сельского хозяйства, ориентирующее последнюю на пассивное ожидание «счастливых случайностей» и «кладоискательство». К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин и другие передовые русские ученые вели с менделизмом непримиримую борьбу. Советские биологи, основываясь на диалектическом материализме, показали научную несостоятельность менделизма, его враждебность передовой науке.

Морганизм – реакционное течение в биологии, названное по имени американского биолога Томаса Моргана (1866-1945), одного из лидеров вейсманистской генетики. М. развивает далее метафизико-идеалистические положения вейсманизма и менделизма в форме т. Наз. «хромосомной теории» наследственности. М. безуспешно пытается охарактеризовать природу неких носителей наследственности – мифических генов, показать их якобы линейное расположение в хромосомах и группы их сцепления, вскрыть поведение хромосом и их частей при образовании половых клеток (т. наз. перекрёст хромосом) и т.д. Положения морганизма полностью опровергнуты мичуринской биологией.

Источник: Словарь иностранных слов, под редакцией И.В.Лёхина и профессора Ф.Н.Петрова, Москва, Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954 г.

Следует, однако, сделать одно уточнение, без которого непонятна ошибочность распространенного написания «орангутанг». Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих, как мы помним, «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен – «невинное» добавление буквы «г» является грубой ошибкой.

Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 188.