Мир антропологии

Как люди завоевали планету: читаем науч-поп на пляже

Интересуетесь происхождением человека? Хотите знать, куда пропали австралопитеки и когда именно появился человек разумный? Специально для вас - книга французского биолога Жан-Батиста де Панафье «Сапиенс для пляжа». Книга издана в серии «Наука на отдыхе» -- но, хотя произведение читается легко, оно отнюдь не развлекательное, а очень даже серьёзное. Книгу выпустило издательство «Бомбора».

Примерно 100 тысяч лет назад люди уже обладали вполне современной анатомией, то есть их скелет со всех точек зрения соответствовал скелету современного человека. Они вновь собрались покинуть Африку, и на этот раз не остановились, пока не завоевали всю планету! По дороге они встретились со своими предшественниками — теми, кто покинул Африку задолго до них и эволюционировал своим особым путем.

От Африки до Америки

Сапиенсы начали занимать новые территории для охоты, продвигаясь по следам бесчисленных иных представителей рода Homo. Среди самых древних мест их обитания можно назвать пещеры Кафзех и Схул в Израиле — их возраст оценивается примерно от 120 до 80 тысяч лет. В этих пещерах жители оставили после себя древние захоронения: скелеты детей и взрослых отправлялись в мир иной с оленьими рогами в руках. Кости были покрыты охрой, что свидетельствует о неких погребальных ритуалах. Здесь тоже обнаружились ракушки с отверстиями — следы доисторического дизайна украшений.

Вероятно, сапиенсы уже бывали в этих местах или их прибытие сюда произошло намного ранее, чем предполагалось. Во всяком случае именно последнюю версию подтверждает половинка нижней челюсти, найденная в пещере Мислия (тоже в Израиле) и описанная в 2018 году; возраст находки — 185 тысяч лет. Данные генетики также позволяют предположить, что Африку люди покидали волнами в течение длительного промежутка времени, от 200 тысяч до 100 тысяч лет тому назад. А примерно 60 или 70 тысяч лет назад началось просто более мощное переселение, которое впервые затронуло даже столь отдаленные регионы, как берега Австралии и Америки. Ничто не мешало этим древним кочевникам продолжить миграцию дальше, всякий раз как они прибывали на Ближний Восток (хотя, конечно, у ученых пока еще маловато свидетельств этих путешествий).

За свою историю человечество предпринимало попытки переселиться в дальние края далеко не один раз. В принципе, существовали разные пути выхода из Африки, например через Гибралтар, однако этот путь явно был использован лишь позднее. Представители человеческого рода двигались «южной дорогой», через Баб-эль-Мандебский пролив, самую узкую часть Красного моря, в направлении Аравийского полуострова. В принципе, можно было попасть в Евразию и по берегу Персидского залива, двигаясь вдоль моря до территории современной Индии и Юго-Восточной Азии. Уровень океана в те времена был ниже, чем сейчас, и значительная часть Индонезии являлась сушей.

Почему же люди снова и снова отправлялись завоевывать мир? Специалисты по древней истории связывают последнюю волну миграции с извержением индонезийского вулкана Тоба. Оно имело катастрофические последствия и вызвало заметное и длительное снижение температуры во всем мире 75 тысяч лет назад. Однако эта гипотеза весьма спорная — она не имеет достаточно доказательств, касающихся геологических свидетельств извержения или эволюционных последствий для сапиенсов.

Подобные миграции не выглядели ни путешествием одиноких охотников, ни исходом целого народа. Небольшие сообщества, несколько десятков человек, снимались с места. Специалисты полагают, что чаще всего это были группы человек по двадцать пять, то есть примерно шесть семей, что как раз соответствует среднему племени охотников-собирателей. Большая часть этих групп, кочевавших в сторону Азии, постепенно вымерла — некоторые доисторические стоянки в Китае свидетельствуют о прибытии именно таких, вымерших впоследствии, групп людей.

Хронология экспансии Homo sapiens

В 2015 году на раскопках местонахождения Даоцзян были найдены зубы Homo sapiens, которым предположительно от 100 до 80 тысяч лет, хотя, конечно, их датировку нельзя считать достаточно надежной. Тем не менее уже точно известно, что люди появились в Австралии примерно от 65 до 50 тысяч лет назад. Для этого им нужно было пересечь море, сделав огромные лодки из цельных стволов дерева. Может быть, древних путешественников влекла к себе новая земля, о существовании которой они догадались, увидев дым пожарищ, зажженных грозами в джунглях?

Около 15 тысяч лет назад, двигаясь на север, люди добрались до самой северо-восточной оконечности Азии и успели воспользоваться низким уровнем моря, чтобы пересечь Берингов пролив. Мы не знаем, как им удалось, попав в Америку, продолжить путь и выжить в ледяной, крайне негостеприимной пустыне. Может быть, они нашли проход между огромными ледниками, покрывавшими континенты? Или они плыли вдоль берегов все дальше и дальше, пока не нашли более-менее привлекательное место для высадки?

Как бы то ни было, они смогли забраться достаточно далеко на юг, где их встретили девственные пространства, обильно заселенные дичью: мастодонтами (вид американского мамонта) и гигантскими стадами бизонов. Предки индейцев создали культуру кловис (названа по имени поселка в штате Нью-Мехико), прославившуюся мастерски изготовленными орудиями труда из кремня и обсидиана.

Некоторые из переселенцев добрались до Патагонии и Огненной Земли (группа островов на самом юге современного южноамериканского континента). Некоторые специалисты по доисторическому периоду развития человечества сдвигают дату заселения Америки еще на 15 тысяч лет, полагая, что люди проникли на континент около 30 тысяч лет назад; есть и те, кто полагает, что человек попал туда еще раньше. В качестве доказательства они приводят кости мастодонта, разбитые каменным орудием 130 тысяч лет назад. Спустя долгое время после начала миграций на восток, около 45 тысяч лет тому назад люди меняют направление и начинают покидать Африку, двигаясь на запад. Возможно, их задержал неблагоприятный климат — Европа переживала последствия последнего оледенения, в то время как на юге Азии было достаточно тепло, почти как в родной Африке. Некоторые исследователи полагают, что присутствие в Европе неандертальцев могло стать дополнительным препятствием для колонизации, однако эти последние были столь немногочисленны, что вряд ли бы стали серьезной угрозой.

Человек рождался в странствиях

Около 100 тысяч лет назад неандертальцы жили и на Ближнем Востоке, порой в тех же местах, что и сапиенсы. Оба народа изготавливали похожие инструменты и хоронили своих умерших. Возможно, именно в этом регионе планеты мужчины и женщины этих видов встретились и родили совместных детей. Сравнение геномов ископаемых неандертальцев и современного человека показало, что скрещивания между видами явно имели место и привели к обмену генной информацией.

Современные представители Homo sapiens неафриканского происхождения несут в своих генах примерно от 1 до 4% наследственности неандертальцев. При этом сами эти гены у многих людей могут быть совершенно разными: ученый Сванте Паабо полагает, что в целом в генах человечества сохранилось от 20 до 40% наследственности неандертальцев. И наоборот, неандертальцы, скорее всего, тоже получили при скрещиваниях кусочки генома сапиенса. Тем не менее достаточно слабое проникновение неандертальских генов в наш геном свидетельствует, что тотального слияния видов все-таки не было. Дети, рождавшиеся у смешанных пар, были, скорее всего, не слишком плодовитыми, и это поставило заслон на пути распространения «чужих» генов у каждого из видов.

У представителей современных африканских народов в ДНК нет примесей неандертальского генома. Это значит, что скрещивание видов произошло после того, как сапиенсы покинули Африку, расселились по всей Евразии и проникли в Америку. Сапиенсы, оставшиеся в Африке, не встретились с неандертальцами. Даже в Северную Африку эти гены были принесены позднее, уже людьми, совершившими обратное путешествие из Европы.

Книга на сайте издательства