English Deutsch
Новости

В Москве вручили “Золотой плоский глобус”

19-20 августа в Москве прошел очередной форум «Ученые против мифов», в рамках которого впервые выбирали самый безграмотный с научной точки зрения фильм. Шутливой награды - «Золотого плоского глобуса» - удостоился фильм «Звериная ярость» с Николасом Кейджем.

«Вот если бы совместить яркость приключенческого кино с научной достоверностью – сказал на открытии ведущий форума Александр Соколов. – Эх, мечты! Нет такого кино. Зато есть наш форум, где мы можем соединить нашу любовь к археологии, палеонтологии и кинематографу».

На форум в большом зале Университета МИСИС собрались более 1000 человек из разных городов России. Зрители из десятков стран следили за происходящим онлайн, благодаря качественной трансляции, организованной Студией Петра Стерликова при поддержке “Лаборатории Научных Видео”.

Первый день форума целиком был посвящен наукам о прошлом - палеонтологии и археологии, в диапазоне от Кембрийского взрыва до берестяных грамот. Почему из янтаря нельзя извлечь ДНК динозавров? Кому вредят археологи-любители, ищущие монетки на колхозных полях? Знали ли древние египтяне рецепт бетона, и почему более 70 лет никто не пытался разоблачить Говарда Картера, якобы подделавшего гробницу Тутанхамона? Жару добавляли «вредные оппоненты», испытывавшие позицию докладчиков на прочность в коротком эмоциональном диспуте. Самым изощренным противником, по мнению зрителей, стал палеонтолог Ярослав Попов.

Программу форума продолжил КиноДень: выступавшие разбирали с точки зрения науки «Титаник», «300 спартанцев», «Космическую одиссею», «Игры разума» и другие шедевры мирового кинематографа. «Да, конечно, художественное кино ни в коем случае нельзя анализировать ученым – но мы будем!» - заявил ведущий. А чтобы залечить душевные раны зрителей, переживающих за своих кумиров, были приглашены «киноадвокаты», вступавшие с докладчиками в жаркую дискуссию. Самым убедительным защитником кино-искусства по итогам народного голосования оказался писатель и историк Антон Первушин, которому достался приз – маска Хищника работы кожевенной мастерской АрхКожа.

Финалом второго дня стало «скептик-шоу «Ученые против фильмов» - экспериментальный формат, в котором участвовали три эксперта – врач Алексей Водовозов, астрофизик Дмитрий Вибе и зоолог Иван Затевахин. Их задачей было выявить ошибки и неточности в коротких фрагментах из фильмов трех тематик – как нетрудно догадаться, медицинской, астрономической и зоологической. Защищать фильмы от «бездушного препарирования» вызвался известный киноблогер Ануар Тлегенов.

По итогам трех раундов, «самым косячным» зрители признали фильм 2019 года «Звериная ярость», которому торжественно был присужден главный приз – «Золотой плоский глобус» (изготовленный студией 3D-печати Павла Краснова «Артефакт»).

Как обычно, желающих задать вопрос было очень много - и когда очередь становилась особенно длинной, организаторы объявляли «Блиц»: в течение 3 минут докладчику предлагалось отвечать максимально лаконично. В своеобразном соревновании на звание «Блиц-мастера» в первый день победил палео-блогер Дмитрий Соболев, во второй – археолог Василий Новиков.

Авторы лучших вопросов получали в подарок книги от издательств Альпина-нон-фикшн, Корпус, Питер, Яуза и Центра Архэ. А каждый докладчик награждался не только овациями зрителей, но и отличными подарками от Ген.ру, Павла Краснова и Волонтёров приюта печатники Печатники в лице компании ООО «Гедаколор».

В фойе внимание участников форума притягивала Выставка «Потрогай науку»: черепа древних людей от Биологического музея – уже привычный атрибут форумов, а студия «Дельвесто» порадовала зрителей новой реконструкцией неандертальца; рядом на стенде «Музея истории мироздания» можно было полюбоваться остатками тиктаалика и с опаской потрогать клыки саблезубого тигра; мало кого оставили равнодушными римские легионеры в полном облачении и шлемы средневековых рыцарей; археолог Павел Колосницын предлагал любому поучиться писать на бересте, как это делали в Новгороде много веков назад.

В перерывах зрителям приходилось выбирать между материальной и духовной пищей, ведь на большом экране демонстрировались интересные мастер-классы археологов и реконструкторов: как датируют древние памятники по годичным кольцам деревьев, как делать кремневые орудия по технологии охотников верхнего палеолита или как превратить бревно в доски без помощи топора, подобно тому, как это делали викинги?

По доброй традиции, каждый доклад завершался показом шутливого рисунка художницы Юлии Родиной; а вот нейропортреты каждого докладчика (спасибо Ирине Шмидт и нейросети Midjourney) на форуме появились впервые.

Публикуем забавные рисунки художницы Юлии Родиной.

А вот нейропортреты спикеров.

Публикуем подборку ярких цитат из выступлений форума.

Египтолог Максим Лебедев:

«Археологам хорошо известно, что не бывает двух совершенно одинаковых гробниц, а вот у обывателей этот факт вызывает удивление»;

«В этом же году выходит ещё одна работа немецкого писателя о целых ста фальсификациях в археологии. Одна из глав посвящена бюсту Нефертити»;

«Был такой исследователь Вайс, который несколько раз использовал взрывы пороха. В общем, подходил к раскопкам без должного формализма».

«Тутанхомон был Иисусом. Как же так, получается одним из правителем Египта был еврей».

Археолог Анастасия Федорина:

«Кому вообще нужны все эти одинаковые монетки и гвоздики? - спрашивают любители "приборного поиска". Однообразие предметов позволяет понять, когда и где жили люди и как были устроены их поселения»;

«Из малюсеньких и однообразных предметов мы можем наполнить деталями наше прошлое, о котором мало известно из письменных источников»;

«Кажется, что в деревнях всё должно было быть попроще, а в городах — посложнее. Но археология доказала, что во времена Рюриковичей всё везде было примерно одинаково».

Член-корреспондент РАН Ольга Соломина:

«Радиоуглерод включается в состав атмосферы, его поглощают растения, потом ими питаются вот эти симпатичные лошадки, а потом лошадки умирают. После этого включаются радиоуглеродные часы».

«Кстати, я утащила из лаборатории, за что меня не похвалят, два образца таких кернов, так что можете их потрогать»;

«Вы видите, мы радостно держим канализационную трубу, которая полна озёрного осадка, мы вытащили её из озерных отложений, разрезали вдоль, и оказалось что этот осадок накапливался 10 тысяч лет».

Палеонтолог Андрей Журавлёв:

«Пчёлы умеют видеть лица людей. Поэтому не надо их обижать — они вас запомнят»;

«В кембрии начался Всемирный потоп... Я с удивлением нашёл кусочек своей статьи в одной креационистской работе, где доказывалось, что кембрийский взрыв — это признак всемирного потопа»;

«Если вы видите таких червей в воде, то можно купаться смело, она чистая. Если конечно вы можете отличить их от опарышей. Там где опарыши купаться не надо»;

«Сначала нифига, потом фига-а-а, фигулички-фигулички-фигулички фига. Это и есть кембрийский взрыв».

Популяризатор палеонтологии Дмитрий Соболев:

«Про вымирания будем говорить в том плане, что вся популяция берет и полностью кончается»;

«Что называется, вымирайте с нами, вымирайте сами, вымирайте вместо нас. Стандартный слоган!»;

«Вымирание — это праздник! Если бы не глобальные вымирания, нас бы здесь не было»;

«Рыбки потом радостно выходят на сушу, показывают средний пальчик тем, кто остается догнивать».

Палеонтолог Эдуард Мычко:

«Где родился — там и захоронился»;

«Может быть в янтаре кровь динозавров? Нет, янтарь это агрессивная среда, и когда мы смотрим янтарь на томографе, мы видим покровы, но какие-либо внутренние структуры отсутствуют»;

«Потом выяснилось, что это не ДНК долгоносика, а загрязнение грибком кандиды, современное причём»;

«Сейчас кокколитофориды, которые умерли ещё во времена фараонов, всё ещё не опустились на дно океана».

 

Археолог Павел Колосницын:

«Ни одного случая попадания берестяной грамоты на черный рынок не было, к счастью»;

«Нам сложно представить мир, в котором не умеют читать и писать. Но крестьянин мог за всю свою жизнь мог не увидеть ни одной буквы — и эта ситуация была нормальной вплоть до середины XIX века»;

«Из нашедших берестяные грамоты никто не заключил многомиллионные контракты, никто не разбогател»;

«Одним концом пишем, другим стираем, получается такая вечная записная книжка».

Геолог Павел Селиванов:

«Стоит написать про древние памятники, и в комментарии приходят они — бетоноиды»;

«В Казанском соборе бетон покрасили под гранит рапакиви, но если подойти поближе и приглядеться, то видно, что это никакой не гранит».

«Я много месил бетон, потому хитрый прищур у меня имеется. Поэтому сегодня я побуду для вас бетоногеологом».

Археолог Василий Новиков:

«Мой самый любимый образ — это мужик с бородой и лопатой, который копается в грязи и ищет почему-то динозавров и золото»;

«У археологов в этот момент… инфаркт микарда! А вот Индиана Джонс, мне кажется, принципиально не любит архитектуру и уничтожает её в труху»;

«Индиана Джонс нападает на след своих находок в результате катастрофических событий — например, однажды его выбрасывают из самолёта»;

«Тот кто не пополняет музейный фонд, тот гад. Он таких наказывает мордобоем»;

«Он может разодрать руками мумию и сказать коллеге: «Смотри, как воздух воздействует, она разрушается». Она действительно разрушается на глазах, но самое ужасное, что она ему не нужна».

Научный журналист Александр Соколов:

“Я не учёный, я кинорежиссёр”, сказал Эммерих про свой фильм «Послезавтра». Те же слова можно применить и к другим его картинам»;

«Этот сюжет надо зачитывать голосом Прокопенко: в Антарктиде, на глубине 700 м найдена огромная пирамида»;

«Простим авторам фильма этот милый лингвистический косячок…»;

“Ядерная бомба и пультик с красной кнопкой… Ну камон, друзья, это же Эммерих! Так он решал проблему инопланетян в “Звездных вратах” в 1994, там он решал проблему инопланетян в “Дне независимости” в 1996.  То, что схавали в 1996, схавают в 2022-м».

Астрофизик Борис Штерн:

«Детерминизм Лапласа: будущее предопределено, потому что траектории всех тел, всех частиц заданы, они по законам механики однозначно предсказываются. Но эта идея рушится даже без квантовой механики»;

«Какую гипотезу можно считать научной? Не ту, которую можно подтвердить, а ту, которую можно опровергнуть научными средствами»;

«Таких систем, которые описаны в этой книге, не существует вообще».

Эксперт по морским катастрофам Евгений Несмеянов:

«Раз уж мы упомянули главных героев и их романтические отношения, уместно рассмотреть и сцену полета на носу судна — одну из визитных карточек фильма. «Каждый раз, когда я вижу эти кадры, меня наполняет тревога за безопасность этой парочки»;

«Обратите внимание на автомобиль Рено. Мы помним, какую важную роль играл этот автомобиль в фильме. Чтобы попасть в автомобиль Рено на Титанике, героям фильма пришлось бы как следует поорудовать гвоздодёром, поскольку автомобиль перевозился в деревянном ящике».

 

Психиатр Юрий Сиволап:

«Нужно ли болеть шизофренией, чтобы получить Нобелевскую премию? Нежелательно»;

«Мышление людей с шизофренией часто бывает иллогичным. Прошло много лет, а одна из героинь фильма оставалась юной. Нэш не обращал на это внимания»;

«Люди с шизофренией могут быть и очень умными, и средними, и глупыми».

Историк Мария Назарова:

«Достаточно войти в гробницу — и под вашими сандалиями будет хрустеть золото»;

«Геродот, старый сплетник, не смог пройти мимо сюжета про царицу массагетов Томирис, которая воюет с самим Киром Великим. Она побеждает Кира, отсекает ему голову и бросает её в чашу, наполненную кровью»;

«Она мыла себе волосы, никого не трогала. В этот день и час враги напали на город, и Родогуна с недомытыми волосами выскочила из ванны и возглавила оборону»;

«Всё зло от Ксеркса, хочет сказать нам современная популярная культура».

 

Врач Алексей Водовозов:

«Стрихнин сам по себе довольно горький, и по доброй воле мало кто соглашается его пить. А вот с кофе пойдёт как родной»;

«Скорость действий яда в кино зависит от нужд режиссёра. Как не вспомнить Семнадцать мгновений весны!»;

«Убить хлороформом можно. А вот вырубить на время сложнее»;

«От чего умер профессор Плейшнер? Правильно, от падения с высоты»;

«Это пурген! Это действительно медленный и грустный яд, у вас будет время подумать».

Хотите первыми получить билет на следующий форум УПМ? Пришлите Георгию Соколову g_souris(at)mail.ru пустое письмо с темой "УПМ".

Фото: Владислав Озерецковский.

Организатор форума: АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в рамках проекта «Научная станция», трансляцию вела Студия Петра Стерликова при поддержке Лаборатории Научных Видео.

Хотите, чтобы мероприятий стало еще больше? Поддержите наш проект на Sponsr.ru или на Boosty.

Подписаться на канал АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Подписаться на канал «Лаборатория Научных Видео»

Подписаться на канал Научная Станция

Благодарим:

  • Портал 22 век и Сергея Маркова

  • Университет МИСИС, Андрея Воронина и Дмитрия Константинова
  • Ксению Аблез, Петра Стерликова, Лабораторию Научных Видео, Виталия Краусса за съемку, монтаж, трансляцию, техническое обеспечение
  • Георгия Соколова, Сабира Еникеева, Анастасию Чернозатонскую, Евгению Карманову
  • Адвокатское бюро Санкт-Петербурга CTL
  • Поставщика принтов и гаджетов Gen.ru за сувениры
  • Александра Оганезова за полиграфию
  • Ирину Фролову, Ирину Галенкову, Евгению Беляеву, Талию Гафурову, Дарью Карнаухову, Алену Киселеву за дизайн
  • Павла Краснова и студию Артефакт за 3d-печать
  • Тимура Низова за анимацию
  • Константина Устиновича и Дмитрия Денисова за музыку
  • Михаила Кувикова и Кожевенную мастерскую АрхКожа за эксклюзивную маску
  • Гребенюка Андрея, Региональный Научно-Спортивный центр СКФО (г. Ессентуки) за энтузиазм и активную помощь
  • Волонтёров приюта Печатники в лице компании ООО «Гедаколор» за дипломы и блокноты
  • Ксению Демидову, проект "Фауна крючком" за призы
  • Руководство типографии Бланкиздат, г. Ессентуки за всестороннюю помощь
  • Надежду Пантюлину и Биологический музей за выставку черепов
  • Владислава Озерецковского, Андрея Шкиперова и Марка Хачатряна за фото
  • Виталия Краусса за голос
  • Юлию Родину за рисунки
  • Ирину Шмидт за нейропортреты спикеров,
  • Артёма Саватеева и агентство «Скиллпоинт» за сайты
  • Викент.ру и Игоря Викентьева
  • Бэд Комедиан, паблик Биология, журнал Прошлое, Сай-Топус, Верт Дайдер, Химия просто, Космос просто, Кино-театр.ру, каналы Дилетанты, Филолог Всея Руси, DS Astro, Популяризация науки, Улица Шкловского, Илью Абилова, Ксению Демидову, Вячеслава Антонова, Наталию Ферапонтову
  • Longsword Club, Первый ближневосточный, паблик “Загадочный древний египет”, паблик “Древняя Персия в фактах”,  
  • Издательство «Альпина Нон-фикшн», Издательство Яуза, Культурно-просветительский центр «Архэ», Издательство «Питер», издательство Корпус
  • Всех наших замечательных спонсоров,
  • Команду наших волонтеров.

Catalog gominid Antropogenez.RU