English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

«День хвали вечером, а жён – на костре»: как нижегородцы реконструировали корабль эпохи викингов

Недавно в сообществе «Антропогенез.Ру» мы выложили видео о строительстве ладьи эпохи викингов. Лодку построили нижегородские реконструкторы из клуба «Шторм». Сколько человек делало судно, можно ли было в X-XI вв. воевать на торговом судне, во сколько обходилось строительство одной ладьи, чем украшали лодки и почему многие реконструкторы выглядят так брутально, нашему порталу рассказал один из строителей лодки Сергей Власов, руководитель Клуба исторической реконструкции "Шторм".

Вы начали строить лодку в августе 2022 года, то есть вы строите её уже почти год. А известно, сколько по времени занимало строительство похожей ладьи в X-XI вв. у викингов?

Я думаю, викинги строили свои лодки дольше, чем мы. Во-первых, их ладьи в среднем были больше, чем наша. Наш корабль в длину достигает 14 метров, это далеко не самая большая лодка из найденных на территории Скандинавии. Викинги строили довольно крупные корабли – от 17 метров и больше. А для изготовления подобных кораблей необходимо огромное количество материала. Этот материал надо заготовить, привезти, высушить, а ещё обработать.

А сколько примерно человек строило корабль в эпоху викингов?

О числе работников в дошедших до нас документах почти ничего не говорится. Вообще в этих документах упоминаются начальники судостроительных артелей, а о просто рабочем люде – ни слова. Но, подозреваю, строить один корабль могло несколько десятков человек. Одни работники перевозили древесину, другие заготавливали гвозди, третьи занимались обработкой…

В X-XI веках Нижнего Новгорода как города ещё не существовало. Но на территории, которая позже станет Нижним, уже могли проплывать суда викингов? По Волге, по Оке?

Однозначно да. На территории Нижнего в те времена было развито судоходство, а ещё викинги упоминали о том, что проплывали Муром. А Муром находится на Оке. Есть саги о викингах,  в которых упоминается Муром («Морамар»)  – в том числе о плаваниях по Волге в Каспий. Это путешествия викингов, которые ходили за серебром.

Ладьи викингов строились для определённых целей – для торговли, для военных походов?.. Или корабль, построенный для хождения за тем же серебром, легко мог стать и военным?

Судно, которое мы почти достроили, предназначено для коротких, недлительных переходов. Конечно, такую ладью можно использовать и в военных или грабительских целях – но на ней можно совершать только короткие налёты. То есть быстро кого-то ограбить и уплыть. Речь идёт о дракарах – кораблях с небольшими палубами, на которых невозможно перевозить что-то гигантское. В то же время у викингов были кноры – корабли для перевозки товаров, то есть это были торговые суда. На них перевозили в том числе скотину – коров, лошадей и не только.

Строительство вашей лодки шло точно так же, как и у викингов? Или вы строили её, может быть, с использованием современных материалов или современных инструментов?

Изначально мы планировали строить ладью силами одного нашего клуба, без грантов и чьей-либо поддержки. Мы сами собирали необходимые материалы и оборудование, всё это было не совсем аутентичным. Потому что мы использовали, например, ель и ясень, а оригинальные корабли викингов строились из ясеня и дуба. То есть мы немного изменили состав корабля. Плюс у нас не было денег на те же кованые гвозди, которые стоят сейчас баснословных денег. И в итоге мы пользовались заводскими гвоздями.

Во времена викингов эти кованые гвозди были дешёвыми?

Во времена викингов не было магазинов, в которых продавали бы заводские гвозди. Гвозди изготавливал кузнец. Вообще корабль викингов в X-XI веках стоил безумных денег. Нужна была мачта, нужно было корабль красить, нужна была шерсть овец…

Если переводить на современные цены… Корабль викингов в те времена обошёлся бы как покупка маленького домика сегодня?

Скорее как покупка теплохода.

А сами викинги принимали участие в строительстве? Или они просто «заказывали» корабли, а потом отправлялись на них в плавание?

Базовые знания кораблестроения у викингов точно были. Потому что на многих кораблях есть следы ремонта, причём ремонтировали корабли явно впопыхах. Кто-то из корабельной команды в походных условиях должен был чинить корабль, то есть викинги явно владели навыками плотников и кузнецов.

Но корабли строили не сами викинги, конечно, а профессиональные мастера.

А были ли в эпоху викингов богачи, которые покупали себе частные корабли?

О них ничего не известно, но такие люди, конечно, могли быть. Но вообще обычно в те времена человек, у которого водились большие деньги, обладал авторитетом и в обществе. То есть наличие у него корабля было естественным – оно нужно было ему для той же торговли, например.

Вы построили ладью, но она ничем не украшена. Вы будете что-то на ней рисовать? Или в эпоху викингов тоже строили ладьи без узоров?

Ладьи у викингов были разные – одни украшались минимальным и самым примитивным узором. А у других каждый сантиметр покрывали искусной резьбой. В те времена, как, впрочем, и сейчас, всё зависело от бюджета заказчика.

А, может, корабли не сильно украшали, чтобы не привлекать внимание посторонних? То есть чтобы корабль не ограбили.

На самом деле резьба не так уж и хорошо видна издали. То есть резьба была нужна в первую очередь для того, чтобы коллективу ладьи было приятно на ней плавать, заходить в порт. Заходить в порт на таком красивом судне – всё равно что заезжать на парковку на «Феррари».

Много ли сохранилось кораблей викингов и где их можно посмотреть?

На территории России почти ничего не сохранилось – в нашей почве вообще плохо что-либо сохраняется. А вот в Скандинавии есть целые музеи с такими судами – и крохотными, и гигантскими. А вообще в Скандинавии найдено так много лодок ещё и потому, что викингов часто хоронили в их же судах.

А не жалко было викингам лодки, которые отдавали на погребения?

Это была ритуальная традиция, которую уважали и соблюдали на протяжении нескольких сотен лет. Любой уважающий себя человек мечтал либо быть сожжённым в корабле, либо быть в нём захороненным.

А в ладьях хоронили только мужчин?

Вообще есть такая поговорка «День хвали вечером, а жён – на костре». По традиции, к умершему мужу должна была присоединиться жена.

Живая?

Её, скорее всего, убивали. Ну или напаивали какими-то галлюциногенами. Чтобы она послушнее шла вслед за умершим мужем на костёр.

Я слышала, что в эпоху викингов лодки иногда тащили волоком по земле. Не хотите повторить такой эксперимент с вашей лодкой?

Да, на узких пространствах суши между двумя крупными водными артериями викинги были вынуждены волочить свои ладьи. Есть и другая теория – согласно ней викинги ничего не тащили, а просто пересаживались с лодки на лодку. То есть, когда впереди была суша, они высаживались с одного судна и пересаживались на другое.

А судна не перетаскивали?

Корабли под 35 метров сложно было бы тащить, я думаю.

А вы сейчас общаетесь со скандинавскими историками или реконструкторами? Наверняка им было бы интересно следить за ходом вашего эксперимента.

Нет, к сожалению. Мы контактируем только с другими реконструкторами из России. Да, у нас были хорошие отношения со шведами, поляками и украинцами, мы много с ними общались и сотрудничали. Но сейчас, по понятным причинам, стало труднее общаться.

Вы строите лодку викингов в первую очередь для вашего удовольствия? Или с её помощью вы пытались выяснить, например, как именно в X-XI вв. строили ладьи?

Конечно, мы делаем эксперимент ради удовольствия. Вообще невозможно проводить такой сложный эксперимент без удовольствия! А вообще строительство лодки позволяет нам понять, каким способом с помощью каких ручных инструментов викингам удавалось строить свои корабли.

А ещё одна из целей нашего эксперимента – улучшить наши же навыки судостроения. Мы очень хотим заниматься мореходством, хотим ходить на кораблях, испытывать их на прочность и так далее.

А в будущем есть шанс, что вы станете возить по Оке или Волге туристов на вашем судне?

А почему бы и нет?

Если в X-XI вв. такая ладья попадала в аварию, с неё реально было спастись? Ведь в те времена никаких шлюпок ещё не было.

По сути, сама ладья и была одной большой шлюпкой. А вообще всё зависело от мастерства капитана, то есть штурмана. Обладая высочайшими навыками, он мог предугадать шторм и другие неприятности.

А записи о крушениях ладей до нас не дошли?

Нет, не дошли. По крайней мере, я их не встречал.

Вы хотите назвать вашу лодку «Сорока» или «Чёрная сорока» в честь реконструктора Антона Сорокина, сына моей учительницы по географии. Чем вам запомнился Антон?

Антон состоял в клубе не очень долго, он умер очень рано. Но Антон был душой нашей компании. О нём остались самые светлые воспоминания. Я помню, что Антона в клуб привёл его дядя. Вообще у нас часто так бывает – в клуб приходит молодёжь, которая потом вырастает и превращается в бородатых дядек вроде меня.

Кстати, почти все реконструкторы, которых я знаю – брутальные крепкие мужчины с бородой и татуировками. Почему так?

Есть разные реконструкторы. Все они отличаются друг от друга. Например, реконструкторы Рима не похожи на реконструкторов войны 1812 года или реконструкторов по Средневековью. У всех есть своя мода. Римские легионеры должны быть, конечно, гладко выбриты и коротко пострижены. Викингам и специалистам по Руси лучше иметь бороду или усы.

Самые популярные эпохи у реконструкторов – это как раз викинги, война с Наполеоном и Вторая мировая война. И поэтому очень часто реконструкторов ассоциируют с какими-то полудикими мужчинами. Хотя среди них, конечно, встречаются самые разные люди – и интеллигентные в галстуках, и байкеры с татуировками, вроде вашего друга Кости Анисимова. Хотя Костя, к слову, очень интеллигентно выглядит.

А реконструкция какой эпохи появилась самой первой?

Второй мировой войны – эта эпоха, кстати, самая популярная среди реконструкторов не только в России, но и в мире. Они появились после выхода фильмов про Вторую мировую. Там такие мероприятия проводятся! На много тысяч человек.

Кстати, когда я училась в МГИМО, у нас проводилась игра-реконструкция по мотивам Второй мировой. Помню, мне досталось выступать за Италию.

Вот реконструкторы тоже разыгрывают разные сражения. Конечно, исход битв всегда предрешён – ну не мог Советский Союз проиграть Германии, немцам Курск сдать не могли.

А вот реконструкторы эпохи викингов более свободны в этом плане. Мы можем пойти со штыком и копьём на другие команды – и исход битв у нас может быть любым.

А можно ли быть реконструктором в вашем клубе, при этом нигде не работать и получать доход вот от таких экспериментов?

Скорее нет. Для 90% реконструкторов это хобби. И лишь для пары человек это настоящая работа – дело в том, что нам выдали грант, вот с него мы и оплачиваем строительство.

Но вообще реконструкторы редко получают хороший доход за свою работу. Я, например, вообще по своей профессии провизор, у меня высшее медицинское образование.

А вообще насколько важно историческое образование для реконструкторов?

Конечно, оно желательно – так человек сможет разбираться в самых разных аспектах истории, будет знать, как работать с источниками. Но у многих реконструкторов нет исторического образования – они просто много читают, сами изучают предмет.

А нет вероятности, что реконструктор без специального исторического образования станет продвигать разные псевдонаучные идеи вроде «Нет, древние не могли сами такое построить»?

Такой шанс крайне низок. Такого человека легко можно переубедить, поставив эксперимент. А вообще мы занимаемся реконструкцией по находкам, лженауки в нашей сфере очень мало.

 
Беседовала Екатерина Шутова


Интересно

Мы не можем говорить более о причинности в каждом отдельном эксперименте. Имеет смысл говорить лишь о статистической причинности... С этим и связано основное отличие современной тенденции по сравнению с классической: в противоположность «прозрач­ности» классического мышления она ведет к «смутной» картине мира. Следует ли усматривать и этом поражение человеческого разума? Трудный вопрос. Как учёные, мы не располагаем свободой выбора. При всём желании невозможно описать для Вас мир таким, каким он Вам нравится».

И. Пригожин, И. Стенгерс, Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой, М., «Урсс», 2008 г., с. 259.

Catalog gominid Antropogenez.RU