"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..." Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.
Учёные должны знать о своих правах
Есть важный аспект, о котором следовало бы знать учёным, которых приглашают выступить в качестве Экспертов на ТВ…
Так, любой гражданин РФ имеет право запретить вести аудио- и видеозапись его лекции, мастер-класса и т.п. Юридическое основание: 4-я часть Гражданского кодекса, которая действует вместо прежнего «Закона об авторских и смежных правах» с 01 января 2008 г.
Какая здесь заложена логика?
Автор создаёт творческое произведение в устной форме и имеет право как разрешать, так и запрещать (!) ведение съёмки, а уж тем более распространение этих материалов в эфире.
Более того, вознаграждение Эксперту, строго говоря, пропорционально объёму переданных им прав.
К сожалению, об этом отечественные учёные обычно не знают, но зато такие моменты хорошо понимают популярные актёры, предварительно читающие присланный сценарий, активно торгующиеся и только после этого подписывающие соответствующий Договор со студией. Известен случай, когда некий московский политик, работающий в «жанре блатной истерики», подал в суд на один из телеканалов, который без его письменного разрешения показал интервью с ним…
Юристы телеканалов об этом стандартном нарушении прав Экспертов хорошо знают и все риски, связанные с нарушением прав на интеллектуальную собственность третьих лиц (в данном случае – Эксперта), обычно возлагают (в Договоре «Телеканал – Студия») на Студию… Строго говоря, в профессионально работающих студиях должен быть свой письменный Договор «Студия – Эксперт».
Но на уровне многих мелких студий, увы, считается чуть ли не доблестью:
- представиться – не предъявляя документов – от известных ТВ-программ, не имея на то никаких юридических оснований;
- вести съёмку без письменного разрешения Эксперта;
- распространять отснятый материал в эфире (и/или транслировать по сетям кабельного телевидения) без письменного разрешения Эксперта;
- и не заплатить Эксперту.
Да, подписание письменного Договора несколько замедляет процесс, но сейчас у многих есть e-mail, по которому всё можно предварительно согласовать. Кроме того, письменные соглашения укрепляют взаимопонимание сторон…
И ещё: срок действия прав на Вашу интеллектуальную собственность = 70 лет после смерти Автора.
Вернуться к материалу: О съемках фильма "Города великанов": нельзя играть с наперсточниками