В сухой период пожары на австралийском Севере случаются чуть ли не каждый день, ведь все вокруг сухое, как трут, от малейшей искры разгорается огонь; мгновенно охватывающий обширные площади в несколько сот километров. Для этого не нужно горящей спички или окурка сигареты. Достаточно осколка пивной бутылки, фокусирующего солнечный свет. Огонь быстро распространяется, тем более что некоторые эвкалипты сбрасывают старую кору, которая легко воспламеняется.
Пассионарность – красивый миф
Как и Л. Н. Гумилев, я не биолог, а археолог и культур-антрополог. Но теория этногенеза – по моей отрасли и имеет весьма слабое отношение к биологии. С Гумилевым я был знаком сорок лет, вместе работали в экспедиции. Мы вежливо спорили и никогда не ссорились. Наш общий учитель М. И. Артамонов, тогда директор Эрмитажа, как раз резко (но тоже вежливо) критиковал идею Гумилева в печати, называл ее старой идеей «героев и толпы». Гумилев очень обиделся и перестал с Артамоновым знаться. А что было обижаться? Идею пассионарности Гумилев выдвинул как свое открытие (восклицал: «Эврика!»), но на деле это не его идея. Задолго до него эту идею выдвигал знаменитый русский социолог-эмигрант Питирим Сорокин. Но Сорокин отрабатывал ее на материале: подсчитывал число знаменитостей разных эпох и наций по энциклопедиям, рассчитывал средние, сравнивал, составлял таблицы. Гумилев ничего этого не делал. По-видимому, Сорокина тогда и не читал. Сравнения делал по общему впечатлению, прикидывал на-глазок. Все его таблицы и графики выдуманные, набросанные по вдохновению. Никаких доказательств идеи Гумилев не предъявил. Он находил массы людей, которые ему верили слепо, на слово, поддаваясь его ауре мученика и поэта. Кроме того, в условиях национального унижения многие жаждали услышать нечто подобное идеям Гумилева. Им и не требовались доказательства и строгие методы.
Как пассионарность может воздействовать на гены людей? Разумеется, никак не может. Радиация может вызывать мутации, но пассионарность не радиация, да и мутации не имеют направленности. Какие из них окажутся удачными, а какие приведут к уродству? Почему в странах, на которые «упал» космический луч, становится больше пассионариев, а не уродов?
Да и чем доказано, что пассионариев в такой-то стране стало больше? Дайте цифры.
А кого вообще зачислять в пассионарии? Гитлер – пассионарий или урод? А Марат? А Шарлотта Корде? А Фанни Каплан?
Что является новацией Гумилева, это название «пассионарность». Его он взял у Долорес Ибаррури, вождя испанской компартии. Страстные речи этой худенькой женщины тогда гремели сначала в Испании, потом в советской эмиграции. Повсюду мелькали ее портреты и партийное прозвище «Пассионария» (страстная).
По Гумилеву, пассионарность (умножение особо страстных личностей в народе) возникает под воздействием некоего космического излучения. Чем это доказано? А ничем. Почему космическое излучение падает на одни страны и не падает на другие? Космос столь избирателен? Почему меняется от эпохи к эпохе? Нет ответа. Пассионарные толчки? А кто толкает? Если бог, тогда другое дело. Но тогда это не по ведомству науки, а по ведомству религии, церкви. Тогда доказательства не нужны, тогда нужно только согласовать с Библией, найти соответствующие главы и параграфы. Но ведь Гумилев объявлял себя ученым, а не пророком.
Пассионарность – это красивый миф, а Гумилев был талантливым и успешным мифотворцем, рядившимся в халат естествоиспытателя.