English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

О сыроедении, врожденной языковой способности... и вымирании

Андрей Козлов: Всеядность (с тем или иным "креном" в долю мясной и растительной пищи, но в любом случае - их сочетанием) - одна из важнейших физиологических черт H. sapiens. Идея "полезности" сыроедения - одна из основ "диет для похудения без излишнего труда". Переход от механически (измельчение, например) и термически обработанной пищи к сырой и необработанной значительно затрудняет её усвоение, снижает поступление получаемых калорий и увеличивает затраты энергии на собственно процесс пищеварения. Соответственно, сыроедение в определенных случаях может привести к снижению веса и т.п. Но проблема в том, что ориентироваться только на сыроедение недостаточно, а часто и небезвредно. Его следует сочетать с изменением уровня физических нагрузок, поддержанием баланса питательных веществ и т.д.

Могу посоветовать мою "Пищу людей" (Фрязино, Век-2, 2005). Близкие идеи - у Р.Рэнгема ("Зажечь огонь: Как кулинария сделала нас людьми", М., Астрель, 2012).

Светлана Алексеева (ВК): Как Светлана Бурлак относится к теориям Стивена Пинкера  о языке? вроде бы, Пинкер сторонник врождённой языковой способности, который считает, что обезьяны никакой язык не могут выучить ни в какой степени.

Светлана Бурлак: К работам Стивена Пинкера я отношусь с большой симпатией, читать их - одно удовольствие. Я очень люблю его формулировку, согласно которой язык является одной из составляющих "адаптации к когнитивной нише" - предки человека чем дальше, тем лучше умели познавать, понимать, прослеживать взаимосвязи, и язык на каком-то этапе оказался очень кстати. Я часто заканчиваю свои лекции пинкеровской цитатой про то, как «Отбор мог «запустить» формирование языковых способностей, поощряя в каждом поколении тех говорящих, которых лучше всего могли понять слушающие, и слушающих, которые лучше всего могли понять говорящих». И ещё мне нравится его эволюционный подход, я тоже считаю, что язык формировался постепенно, путём накопления мелких мутаций. Но всё же полного согласия с его концепцией у меня нет. Прежде всего, я не разделяю его идею "мыслекода". Пинкер считает, что в голове каждого человека от рождения есть некоторый "ментальный словарь": едва родившись, мы уже знаем, какие вещи надо искать в окружающем мире, а чтобы научиться говорить, надо просто выучить, какими звуковыми последовательностями эти понятия выражаются в нашем языке и по каким правилам из этих слов следует строить предложения. Мне кажется, что в этом Пинкер неправ - языки такие разные, в каждом существует столько непереводимых на другие понятий!

Хрестоматийные примеры для русского языка - удаль, простор, уют...

Про это сейчас много работ в рамках исследований так называемой "языковой картины мира". Почему, спрашивается, русский (и немец) ищут в мире слова для выражения идеи "~ такое небольшое закрытое пространство, где всё так устроено, что мне хорошо на душе", а англоязычные люди ищут только comfort? Почему одни хотят делить радугу на семь цветов, а другие - только на шесть (или даже меньше)? Спектр-то непрерывный... Почему одним языкам хватает одного глагола "плавать", а другие различают - плывёшь ты по течению или против, сам или на лодке? Почему одни языки считают, что "солнце" и "день" - это одно и то же (таковы, например, японский и вымершие тохарские), а другие - нет?

Польская (теперь - австралийская) лингвистка Анна Вежбицкая долгие годы ищет способ, позволяющий описывать значения любых слов в любых языках - и всё время языки преподносят ей сюрпризы. Помню, во время одной из лекций она рассказывала о слове, которое обозначает чувство, до некоторой степени похожее на привычный нам гнев, но не совсем. Гнев описывается примерно так: "твоё поведение мне не нравится, и если моё чувство будет нарастать, то в конце концов я убью тебя", а это чувство (если мне память не изменяет, язык был таитянский, а чувство называлось pea pea) - примерно так: "твоё поведение мне не нравится, и если моё чувство будет нарастать, то в конце концов я покончу с собой". Мне кажется, что у меня, носительницы русского языка, такого понятия от рождения встроено не было...

А ещё Пинкер, насколько я понимаю, считает, что язык сформировался из-за того, что люди сознательно хотели при помощи языка добиваться социального (и репродуктивного!) успеха. Но я так не думаю. Мне кажется, что просто наши предки, будучи групповыми животными, научились извлекать пользу из того, что у сородичей иногда что-нибудь, что называется, "вырвется" . Ну, примерно, как у современного человека может "вырваться" комментарий типа "Ну и ливень!" Такой тип высказываний кажется мне очень древним, потому что, во-первых, он порождается не сознанием, а эмоцией (неспроста его описывают как "вырвалось у такого-то" или "не удержался такой-то"), во-вторых, такие высказывания всегда честны (ни у кого не вырвется "Ну и ливень!" при взгляде на метель или ясное солнышко), а в-третьих, у детей они встречаются чаще, чем у взрослых (ко взрослому состоянию такие комментарии постепенно уходят во внутреннюю речь), причём, что забавно, количество комментариев у ребёнка, как показал Выготский, связано с его уверенностью в том, что вокруг есть другие люди, которые могут его понять (если ребёнок знает, что окружающие его точно не поймут, комментариев будет меньше). Хотя ребёнок, разумеется, про это не думает - оно как-то само выходит. 

Если комментарии - это действительно древнее приспособление, то тогда понятно, как могли помогать в жизни промежуточные стадии развития языка: если у кого-то из членов группы периодически "вырывается" какой-то звук по поводу того, что он наблюдает вокруг, то, даже если этот звук непроизволен и нечленоразделен, но другие члены группы могут догадаться, что же он там такое наблюдает, и повести себя наиболее правильным образом, то склонность издавать (и распознавать) такие звуки будет поддержана отбором. А дальше - чем больше информации хочется черпать из этих возгласов, тем больше возникает "спрос" на членораздельность и грамматику. В какой-то момент приходит и возможность сознательно обращаться со своими звуками - не только "удержаться", чтоб не "вырвалось", но и нарочно какой-нибудь звук издать.

Про обезьян Пинкер, мне кажется, не вполне прав. Я читала труды весьма осторожных исследователей (могу порекомендовать книгу З.А. Зориной и А.А. Смирновой "О чём рассказали "говорящие" обезьяны: способны ли животные оперировать символами?"), там некоторый уровень владения языком вполне просматривается. Да, не особо высокий - ну так они и не мы.

Они те же семь миллионов лет в другую сторону эволюционировали. У них нет нашей человеческой идеи, что всякая вещь должна иметь имя, соответственно, нет и желания эти имена узнавать.

Нет стремления "скормить" собеседнику много-много информации за один раз (может быть, потому, что у них, как утверждается, рабочая память меньше нашей), - поэтому не нужна сложная грамматика. И так далее. Пинкер прав в том, что "разговоры" хорошо обученных обезьян не могут свидетельствовать о коммуникативной системе нашего с ними общего предка. Но, мне кажется, они вполне хорошо свидетельствуют о том, что общий предок обладал неплохими умственными способностями, чтобы - в случае необходимости - было, на основании чего развивать язык.

Эльшад Бадалов (Facebook)
Здравствуйте уважаемые учёные! У меня такой вопрос. Сейчас много сайтов которые проводят анализ ДНК насчет того откуда у кого предки за такую небольшую суммму как 99 долларов. Скажите возможно ли сделать такой анализ и выдать такие результаты: "Получается, отцовская гаплогруппа (L2*) зародилась 14000 лет назад в Северной Индии, оттуда разошлась через Пакистан по Ближнему Востоку, Арабистану, Турции и Южному Кавказу. В двух последних сейчас 12% носителей этой группы. А с материнской (V1a) интереснее дела: зародилась 16000 лет назад на Иберийском полуострове, а оттуда с пост-ледниковой миграцией разбрелась по всей Европе от Сардинии до Скандинавии, добралась до Волги (одна из бабушек оттуда). А сейчас максимальный уровень этой гапло группы встречается у изолированных сообществ: баски (12%), сардинцы, какая-то народность в Марокко и саамы."

Олег Балановский: Присланный текст результатов выглядит пристойным и несообразностей я в нем не вижу.

Другое дело, что сформулирвоано слишком категорично, я бы писал "большинство специалистов считают, что..." и далее по тексту. (Например, происхождение V возможно, шло вторым потоком из Причерноморского рефугиума, а не только из Иберийского) Также можно рекомендовать субтипировать и игрек, и мт-гаплогруппы глубже, и результаты будут географически точнее.

Ofelia Eragon (письмо в Редакцию): Ваши знакомые специалисты могут как-то прокомментировать новость с сайта РИА Новости: "Биологи доказали, что на Земле началось шестое массовое вымирание"?  В тексте новости есть ссылка на материал: http://advances.sciencemag.org/content/1/5/e1400253 

Александр Марков: Я посмотрел статью и русский пересказ по ссылке. Пересказ в целом вполне соответствует тому, что написано в статье. Действительно, получается, что в последние 200 лет темп вымирания видов позвоночных животных примерно в 100 раз превышает "фоновый" уровень вымирания. Действительно, за 100 лет вымерло столько видов, сколько в норме вымирает за 10000 лет. А именно, после 1900 года вымерло более 470 видов позвоночных (69 млекопитающих, 80 птиц, 24 рептилии, 146 амфибий, 158 рыб), что составляет примерно 2% от общего числа. Особенностью данного исследования является то, что количественные оценки основаны на более полных, подробных и достоверных базах данных по сравнению с прежними оценками такого рода. Во-вторых, авторы использовали крайне "консервативные" оценки, т.е., например, фоновый уровень вымирания они оценивали "по максимуму", а современный - "по минимуму". Получилось, что сейчас темп вымирания сопоставим с тем, который наблюдался во время массовых вымираний прошлых геологических эпох. 


Вопросы Экспертам можно задать в Соц. сетях (см. ниже) или прислать в Редакцию.


Интересно

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.

Catalog gominid Antropogenez.RU